Река Нарва стала богаче на двести осетров

Кюлли Крийс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Президент и мальки осетра

Ихтиологи Центра охраны природы выпустили в реку Нарва двести однолетних осетров; свой вклад в запуск рыб в воду внесла также президент Керсти Кальюлайд.

В полдень 29 ноября Нарва встречает приезжих бодрящей зимней погодой. Мороз не очень сильный, но дует пронизывающий ветер - и солнце не в силах как-то смягчить его действие. Ученые из центра природоохраны заблаговременно прибыли на берег реки с ценным рыбным грузом. Готовят водонепроницаемые комбинезоны и все необходимое.

Открывают задний борт машины, чтобы достать ящики с рыбой, когда придет время. В ящиках лежат вздутые пакеты, в них плавают в тесноте двести крошечных осетров. Эти пакеты перед долгой дорогой от Хааславаского рыбхозяйства до Нарвы накачали кислородом.

Теперь уже недолго осталось до того момента, как рыбы окажутся на свободе.

Президент Керсти Кальюлайд по приезде рассматривает мешки с осетрами, а затем переобувается.

- Это армейская обувь, надеюсь, ног не намочу, - говорит она, натягивая резиновые сапоги с длинными голенищами.

Ихтиологи специально для этого дня приобрели прозрачное ведро.

- Поскольку холодно, то мы рыб на холод не вынимаем, последствия могут быть губительными. Будем набирать ведром. А то черпали бы наметом, - объясняет представитель Центра охраны природы Меэлис Тамбетс.

Ведро потому прозрачное, чтобы рыбу было видно. И чтобы на снимке запечатлелось не просто ведро, а ведро с рыбками.

Президенту вручают первое зачерпнутое из мешка с рыбой ведро, и вместе с ихтиологом Мартом Талфельдтом она смело заходит в реку. На целых несколько шагов, прежде чем выплеснуть осетров в воду.

Потом несет еще одно ведро. И еще одно.

Далее "вернуть кармический долг", выпуская осетров в воду, могут все собравшиеся. Представители Департамента и Министерства окружающей среды, свита президента, коллеги наших ихтиологов из литовского рыбхозяйства, где мальков осетра лелеяли до отправки в Эстонию, и, наконец, представители прессы. Резиновых сапог даже не требуется: входить в воду не обязательно - ведра можно выливать и стоя у кромки воды.

Осетрята сначала беспорядочно снуют у дна, но довольно быстро берут курс на глубину. Остается надеяться, что со временем они выйдут и в море.

- Сначала крошечных рыбок доставили из Канады в Германию, где их выращивали еще несколько лет. Затем рыб оплодотворили, икра проклюнулась, ее отвезли в литовское рыбхозяйство и весной мы привезли рыб в Эстонию, - рассказывает Меэлис Тамбетс историю новых речных обитателей.

Нынешней весной ихтиологи выпустили в реку Нарва 30 тысяч только что вылупившихся мальков осетра, а 20 тысяч отвезли в Хааславаское рыбхозяйство, чтобы подрастить. Двести из этих подросших в Хааслава осетров и попали теперь в реку Нарва.

- Отсюда они скоро поплывут в море, очевидно, из Финского залива выйдут в открытое море и проживут там по меньшей мере десять лет, а то и больше, прежде чем можно будет ждать их сюда обратно на нерест, - объяснил Тамбетс.

Мама этих рыбок находится, по его словам, в рыбхозяйстве в Германии: "Весит 120 кило, а длина - два с половиной метра. Примерно такими же мы ждем обратно выпущенных сегодня рыбок - стокилограммовыми и двухметровыми".

Тамбетс напоминает всем еще раз, почему так важно вновь заселить реку осетрами: "Человек сам уничтожил осетра плотинами, загрязнением рек и чрезмерным ловом, и теперь мы хотели бы вернуть этот долг".

Одна из причин плохого положения рыб в реке Нарва в том, что очень важный участок реки - порожистая часть, где хотели бы нереститься лосось, остер и другие виды, - давно сухой.

- Вода реки Нарва идет в обход реки, через Ивангородскую гидроэлектростанцию, и наиболее продуктивный и важный в смысле размножения рыб участок речного русла стоит без воды, - констатирует Тамбетс.

Президент в курсе дела и разговор об этом накануне зашел на встрече с представителями нарвской городской власти.

- У города в планах продолжение проекта променада, в качестве одной из частей мы могли бы включить также восстановление водопада, - вносит она предложение на следующий период финансирования Евросоюза. - Очень трудно разговаривать со второй стороной напрямую, через реку - через Брюссель получится лучше. В совместной программе часть денег вложит Брюссель, часть - мы и часть - Россия. По-моему, могла бы иметь место такая амбиция, и в следующий период ЕС смогли бы вместе с продолжением променада привести в порядок и свой водопад.

- Это было бы особенно хорошо, - одобряет Меэлис Тамбетс идею. - Ведь это вопрос не местного уровня.

- Это большая экологическая проблема, мы и не должны воспринимать ее как вопрос местной политики - только как вопрос жизни осетров, - всерьез относится к делу Керсти Кальюлайд. - Осетры теперь в воде, но мы должны теперь думать и действовать в том направлении, чтобы тут по водопадам и порогам реки Нарва вновь постоянно текла вода, чтобы снова предложить рыбам подходящие для нереста места.

Следующую порцию осетров ихтиологи собираются привезти в Нарву весной - до той поры они будут подрастать в рыбхозяйстве.

Комментарии
Copy
Наверх