Марек Кулламяги: Расширение Алутагузеского национального парка - плохая идея (1)

Марек Кулламяги
, член Алутагузеского волостного собрания, местный житель и предприниматель
Copy
Марек Кулламяги, член Алутагузеского волостного собрания, местный житель и предприниматель
Марек Кулламяги, член Алутагузеского волостного собрания, местный житель и предприниматель Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Будучи членом Алутагузеского волостного собрания, я активно участвую в войне вокруг Алутагузеского национального парка уже четыре месяца и за это время понял, почему большая часть местных жителей против расширения парка.

Отчего-то это не в состоянии понять на уровне государства и в организации, инициировавшей расширение, - Фонде природы Эстонии (ELF). Его представитель Лийс Куресоо недавно написала в "Северном побережье", что расширение - это на самом деле хорошая идея. Нет, это плохая идея.

Вследствие расширения национального парка лесовладельцы лишатся возможности хозяйствовать в своем лесу. Неполученный доход не компенсируется. Людям не предоставят взамен земли, где возможно вести лесное хозяйство. Из государственного бюджета на охрану белки-летяги (которая и обитает преимущественно в Алутагузе) тратится в год около 120000 евро. Однако землевладельцы из-за ограничений не получат в год 1,8 миллиона. Эти потери понесут собственники, и государство их не компенсирует.

Во-вторых, в результате расширения национального парка и ограничения ведения лесного хозяйства исчезнут местные рабочие места. Части жителей придется уехать в поисках работы, и волость лишится их налоговых поступлений. После создания национального парка отток жителей из наших деревень и так ускорился. Новые постоянные места обитания белки-летяги и расширение Алутагузеского национального парка затронут еще 134 семьи.

Лийс Куресоо в своей статье обещает, что после расширения национального парка жизнь в нашей волости станет в несколько раз лучше. Она утверждает, что расширение парка затронет всего 0,9 квадратных километра частных земель. К сожалению, это ложь.

Сейчас в Алутагузе идут два параллельных процесса: заявленное когда-то расширение Алутагузеского национального парка за счет ранее созданных постоянных мест обитания зверей и птиц и вдобавок - формирование новых постоянных мест обитания. Таким образом, на наших глазах происходит как очередное расширение парка, так и планирование уже следующей, третьей волны. Вследствие обоих процессов в конечном счете уже сейчас будет ограничено пользование более чем 1150 га земель лесовладельцев. Так что давайте не будем манипулировать цифрами в свою пользу.

Куресоо считает, что слишком сильно беспокоиться из-за непоступления земельного и подоходного налогов местному самоуправлению тоже не стоит: из государственного фонда выравнивания покроют (по данным Министерства финансов) земельный налог в объеме 90% и подоходный налог в течение трех лет - тоже в объеме 90%. Очередному красивому обещанию я, к сожалению, должен противопоставить реальный опыт: в урезанном госбюджете может не хватить денег на все вышеупомянутые компенсации. На последней очной встрече с представителем Министерства финансов этот представитель затруднился пояснить это утверждение, так что вышеприведенная компенсация - это, скорее, голубая мечта Фонда природы, и эти деньги самоуправление не получит.

К тому же даже при компенсации 90% потеря 10% подоходного и земельного налогов стала бы очень щепетильной темой. Налоговые доходы в бюджете Алутагузеской волости 2020 года составляли в общем более 3,8 миллиона евро. Это почти 40% всего волостного бюджета, и утрата части этого дохода может привести к прямым урезаниям в волости.

Однако особо следует обратить внимание на то, что неполученный налоговый доход планируется возмещать только в течение трех лет. А что будет дальше? После этого наши детсады и школы будет содержать Алутагузеский национальный парк?

Введение новых ограничений уничтожит в регионе очередные рабочие места. Должны ли работающие в лесной промышленности люди, зарабатывающие 2000-3000 евро (это зарплата хорошего оператора лесной машины), стать работниками туристских учреждений, созданных в национальном парке?

Даже если мы вообразим, что национальный парк чудом справится с созданием новых рабочих мест, разница в зарплате с нынешней работой все равно останется огромной. К тому же я не представляю себе местного лесоруба в роли официанта. Но это, очевидно, проблема моего слабого воображения. 

"За благополучие волостных жителей отвечаем все-таки мы, а не члены Фонда природы Эстонии - поэтому, пожалуйста, создавайте национальный парк там, где вы сами живете и трудитесь, и дайте нам жить спокойно".

Марек Кулламяги

Лийс Куресоо предсказывает, что расширение национального парка повлечет за собой рост рекреационной ценности региона и развитие природного и приключенческого туризма. Наши леса, в том числе и частные, никогда не были закрыты для туристов, однако их наплыва мы пока не замечали. Желание Фонда природы Эстонии расширить парк в четырех местах аж до берега Чудского озера обернется ограничениями и дополнительными затратами также на развитие туристской инфраструктуры. В итоге наши возможности приема туристов, наоборот, сократятся. Туризм обременяет окружающую среду намного больше, чем ведение лесного хозяйства.

В завершение Лийс Куресоо утверждает, что "приняты международные обязательства по охране еще сохранившихся в Алутагузе природных ландшафтов". Кто принял эти обязательства? Волость Алутагузе и местные жители? ELF - это НКО, он не вправе брать такие обязательства… Государство? Департамент окружающей среды? Перед кем взяли обязательства наши лесовладельцы, что теперь они должны бесплатно отдать свою частную собственность и добровольно отказаться от дохода своих семей?

О предполагаемых международных обязательствах, которые алутагузесцы должны выполнять и страдать из-за них, нам говорит человек, не имеющий никакого отношения к представительству государства, от лица фонда, не имеющего юридических обязательств.

Поэтому, уважаемая Лийс, не обижайтесь, но мы по-прежнему против расширения Алутагузеского национального парка и советуем вам понять, почему местные жители этому противятся. За благополучие наших волостных жителей отвечаем все-таки мы, а не члены ELF - поэтому, пожалуйста, создавайте национальный парк там, где вы сами живете и трудитесь, и дайте нам жить спокойно.

Комментарии (1)
Copy
Наверх