Михкель Нестор: Чего ждать от 2022 года?

Михкель Нестор
, экономический аналитик SEB
Copy
Михкель Нестор, экономический аналитик SEB
Михкель Нестор, экономический аналитик SEB Фото: Madis Veltman

Новый год начался с мощного роста цен, который распространится на многие сферы экономической жизни. Однако это не означает, что нынче предприятия будут мириться с уменьшением прибыли, а люди - со снижением уровня благосостояния.

Наступил 2022 год, и экономические аналитики вместе со всеми остальными хиромантами пытаются предсказать грядущее. И, как всегда, приходится констатировать, что картинка в хрустальном шаре туманна, из-за чего делать предсказания очень трудно.

Если в прошлом году помехи создавал коронавирус, то нынче затруднения у аналитиков вызывает явление, в котором изучавшие экономику должны бы разбираться уже на первом курсе, - инфляция. К сожалению, последнее десятилетие показало, что книжные знания и настоящая жизнь часто не совпадают.

Очень медленный рост цен, царивший в развитых странах на протяжении многих лет, в конце концов внушил даже критикам мягкой денежной политики центральных банков уверенность в том, что быстрая инфляция осталась в далеком прошлом. Поверили в наступление "секулярной стагнации", при которой цены растут крайне медленно. 2021 год, в особенности его последние месяцы, снова убедил нас в возможности обратного.

Согласно недавно обнародованным данным, в декабре инфляция в Эстонии перевалила за 12%, и даже средний рост индекса потребительских цен в странах еврозоны достиг 5%. В свете этого изменился и тон центробанков: вместо разговоров о временности инфляции они теперь признают, что она может сохраниться надолго.

Невзирая на большие цифры, к счастью, нельзя сказать, что инфляция останется такой же быстрой на протяжении всего 2022 года или что не существует более благоприятных для кошелька потребителя сценариев. Прежде всего надо понять, что вызвало быструю инфляцию в 2021 году.

В первую очередь, это был неожиданно высокий спрос, который не удалось удовлетворить из-за коронавирусных ограничений и карантинных требований. Рост цен на энергоресурсы ускорился из-за сочетания ряда факторов, начиная с погоды и заканчивая политикой. Дело в том, что высокие цены на энергоресурсы в Эстонии вызваны прежде всего напряженностью в отношениях между Европой и Россией, что вывело цены и на газ, и на электроэнергию на рекордно высокий уровень.

Повторятся ли те же самые сценарии в 2022 году? Вряд ли. Во-первых, предприятия извлекли выводы и сделают все от них зависящее, чтобы угнаться за желаниями потребителей. Во-вторых, в ситуации, когда, например, США заявили о весьма решительном изменении курса в монетарной политике, нельзя предполагать, что потребительский спрос будет нынче расти так же стремительно, как в прошлом году.

В-третьих, с учетом политической ситуации, конечно, было бы смешно говорить о потеплении в отношениях между Россией и Европой, однако основным сценарием остается запуск "Северного потока - 2" в 2022 году. Это мотивирует Россию открыть краны для Европы, что повлияет на цены отопления и электроэнергии в сторону снижения.

Впрочем, текущий бум цен на энергоресурсы слишком затянулся и вызвал ощущение неизбежности роста цен и в других отраслях экономики. В ближайшее время существенно вырастет как цена продуктовой корзины, так и многих других товаров и услуг, нужных людям. Поэтому умеренной инфляция нынче наверняка не будет. Вместе с тем понятно, что торговцы внимательно следят за покупательной способностью потребителей и не спешат поднимать цены за счет собственного оборота.

В контексте Эстонии не меньший интерес, чем инфляция, представляет вопрос, что произойдет с зарплатами. Можно смело утверждать, что на данный момент все аргументы, по сути, говорят в пользу рекордного роста зарплат. Прежде всего, на эстонском рынке труда настало крайне затруднительное положение, и докризисный рекорд по числу вакантных рабочих мест, вероятно, был побит уже в последнем квартале прошлого года. 

"Темпы потребления продолжает подстегивать опустошение второй пенсионной ступени. Если в январе оттуда после вычета налогов поступило около 76 миллионов евро, то в следующем раунде, в начале мая, в магазины и рестораны может поступить уже 150 миллионов".

Михкель Нестор, экономический аналитик SEB

Истощение ресурса рабочей силы на рынке означает, что предприятия, желающие нанять новых работников, вынуждены переманивать их у конкурентов за более высокую зарплату или ввозить из-за границы - и, как известно, ни один из этих способов не является простым или дешевым. При этом заинтересованных в найме работодателей в настоящее время рекордно много.

Поскольку о зарплате договариваются, как правило, в начале года, то на ход переговоров, несомненно, повлияет и происходящее с потребительскими ценами. Если оплатить счет за электричество не по карману, человек неизбежно задастся вопросом, как увеличить свои доходы. Работодателям, в свою очередь, трудно отказать в повышении зарплаты, потому что для большой части эстонских предприятий 2021 год был очень успешным и прибыльным. По прогнозу SEB, средняя зарплата нынче вырастет аж на 8,5%, значительно превысив рост индекса потребительских цен.

Поэтому можно надеяться, что в экономическом плане 2022 год будет успешным. Несмотря на быструю инфляцию, реальные доходы людей увеличиваются, что расширяет возможности повышения личного благосостояния. Темпы потребления продолжает подстегивать опустошение второй пенсионной ступени. Если в январе оттуда после вычета налогов поступило около 76 миллионов евро, то в следующем раунде, в начале мая, в магазины и рестораны может поступить уже 150 миллионов.

Вдобавок к активному внутреннему потреблению по-прежнему выглядят оптимистичными и перспективы экспортеров. Если в Эстонии темп восстановления экономики был одним из самых быстрых в Европе, то во многих других странах спрос еще только восстанавливается до былых объемов, что дает работу и в наших краях.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх