Режиссера из России покорил эстонский флаг

Ирина Кивисельг
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юрий Муравицкий путем экспериментов создает новое искусство, в чем можно убедиться уже 18 января.
Юрий Муравицкий путем экспериментов создает новое искусство, в чем можно убедиться уже 18 января. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

18, 19 и 26 января в театральном центре "Vaba Lava" ("Свободная сцена") в Нарве состоится премьера спектакля Юрия Муравицкого "Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом". В минувший вторник состоялась встреча с режиссером, который рассказал о себе, о необычном театральном жанре и социальных экспериментах в его постановках. 

- Новый центр "Vaba Lava" в Нарве открылся лишь в декабре прошлого года. Ваш спектакль - первый совместный проект Русского театра Эстонии и "Vaba Lava". Впервые премьера спектакля Русского театра состоится в Нарве. Новый жанр - техно-драма. Все это своего рода эксперимент? 

- Именно так, потому что я тоже раньше ничего подобного не делал. Хотя с пьесой польского драматурга Павла Демирского познакомился давно и уже года четыре в голове зрело желание постановки. Даже начинали что-то делать с учениками - я преподаю в Московской школе нового кино. Но, конечно, тут все получается по-другому. Мы создавали этот спектакль вместе с актерами, в чем есть доля какого-то даже авантюризма. И это было очень интересно.

- Афиша определяет жанр спектакля словом "техно-драма". Как это слово понимать?

- Можно сказать чуть-чуть по-другому: техно-спектакль. Музыкальное и художественное оформление одновременно напоминает завод и ночной клуб. Действие разворачивается под непрерывный ритм - похожий на звук работающих станков электронный бит, иногда чуть слышный, иногда громкий. Актеры, представляющие персонажей, находятся в постоянном движении, как в бесконечном танце или беге за своей целью, когда нельзя останавливаться… Но при всем этом темы, которые затрагиваются, понятны, близки и начинают резонировать в головах зрителей. Сюжет пьесы основан на реальных событиях. Если коротко, на одном из заводов была отключена система безопасности и пресс раздавил одного из рабочих. Его молодая вдова - главная героиня этой истории. Пытаясь добиться справедливости, она начинает борьбу против системы. Можно определить этот жанр и как социальная драма. 

Мне нравится эта пьеса, потому что в ней очень чувствуется влияние Бертольта Брехта - на мой взгляд, ключевой фигуры театра 20-го века, повлиявшей на современный театр гораздо больше, чем мы привыкли признавать. В том, как текст воплощается на сцене, тоже что-то брехтовское - язык очень ритмичный, не бытовой. Интересно найти ключи, как открыть материал - тут нельзя просто поставить обычные декорации... 

- Вы - экспериментатор по своей натуре? 

- В определенной мере - да. Лично мне близок театр, который принято называть формальным. Работаю с классикой тоже, сейчас в Москве идет спектакль по чеховской "Чайке", но в современной интерпретации. Его ставили три режиссера, один из них - я.

В феврале исполнится шесть лет независимому театру "18+" в Ростове-на-Дону, где я работаю художественным руководителем. Независимый - значит негосударственный, мы основали его с одним ростовским бизнесменом и моей коллегой, хотя сейчас работаем без нее. Никто не влияет на нашу репертуарную политику и идеологию. Там мы тоже много экспериментируем, и как результат пятилетней работы - в этом году два спектакля нашего театра номинированы на "Золотую маску".

"Волшебная страна" представлена в номинации "эксперимент". Эта работа по пьесе Всеволода Высоцкого, спектакль про арт-группу - ростовскую тусовку художников, короткие скетчи. Он проходит не на сцене, а в городских закоулках, где не все ростовчане даже бывали. Старые районы и постройки, по которым публику водит гид, и в каждом месте актер рассказывает свою историю... Еще один эксперимент - пьеса "Ханана", представлена сразу в четырех номинациях: спектакль малой формы, лучшая работа режиссера, актрисы и художника.

- Вернемся к предстоящей премьере - как родилась идея? 

- Год назад художественный руководитель Русского театра Эстонии Филипп Лось рассказал, что в Нарве открывается новая площадка и есть идея совместного проекта. Предложил мне поставить спектакль. Узнав о том, что "Свободная сцена" заняла пространство бывшего завода, я предложил эту пьесу, потому что основная часть действия происходит на заводе. Обсуждали и другие варианты, но остановились на этом. Только что закончилась первая репетиция, и мне кажется, что с выбором пьесы мы не ошиблись.

ЮРИЙ МУРАВИЦКИЙ:

- По-моему, ирония - хороший способ борьбы с несправедливостью.

- Кому адресован спектакль, в плане возрастной категории? 

- Это очень сложный вопрос, потому что часто бывает, что представляешь себе аудиторию, у которой наибольший отклик, но часто ошибаешься. Форма этой постановки условно молодежная - звучит электронная музыка, оформление напоминает ночной клуб... Но при этом темы, которые затрагиваются, понятны, близки - те, кто успел хоть немного поработать когда-то, поймет, о чем речь. Это уже доказал закрытый показ в Таллинне. Поэтому не хочу ограничивать аудиторию, мне кажется - от 16 до 60.

Пьеса резкая, в ней много юмора, но жесткого. Она пронизана иронией, очень близкой к сарказму. Но это позиция автора, который критически рассматривает реальность. По-моему, ирония - хороший способ борьбы с несправедливостью.

- Спектакль называется "Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом". Не слишком длинно и страшно? Зависит ли успех постановки от названия? 

- Название привлекает внимание. Филипп предлагал подумать над более коротким, но мы оставили оригинальное, потому что оно очень точно отражает посыл. У одного польского поэта есть стихотворение, которое начинается с похожих строчек: "Если придут поджигать твой дом, не удивляйся...". Все в этой пьесе пытаются бороться с несправедливостью, но в тот момент, когда касается их самих. Если ты не думал об этом раньше, тебя не волнует то, что происходит вокруг, не удивляйся, что придут в твой дом...

- В Эстонию вас пригласил Филипп Лось?

- Впервые в Эстонию я приехал в 2012 году. В Таллинне открылся Новый театр, в котором я ставил спектакль "Ставангер" по пьесе современного драматурга Марии Крапивиной с артистами, которые сейчас работают в Русском театре, и оформляла его арт-группа "RedHaus", которая работала и над сегодняшней постановкой. У нас сложилась хорошая команда, тот спектакль какое-то время был и в репертуаре Русского театра Эстонии. Позже мы с некоторыми актерами делали вместе перформанс на международном фестивале в Суздале. Так что все не случайно.

- Вам нравится Эстония? 

- Очень. Мы с супругой приезжаем сюда с удовольствием не только работать, но и отдыхать, к друзьям.

Знаете, что самое первое покорило меня в вашей стране? Мне очень нравится ваш флаг, по цветовой гамме. И однажды я понял, почему он такой: мы ехали на машине и увидели пейзаж именно в таких тонах - земля, облака, море. Всегда привлекала архитектура, не только старая, но и новая тоже. Гармоничное пространство, в котором ты находишься, пробуждает, будоражит. С первых приездов в Таллинн я находил в этом городе вдохновение. Магия какая-то рождается. А магия для театра - главное.

- Очередной ваш театральный эксперимент, можно сказать, завершился. Что дальше?

- Уже 30 января премьера в Москве - со студентами поставили спектакль с феминистским уклоном "28 дней". Новая пьеса, которая прозвучала на фестивале "Любимовка" и вызвала бурную реакцию. Она посвящена взаимоотношению женщины с окружающим миром - с мужчинами, с самой собой и другими людьми. Там ОНА и хор - один мужской голос и 11 женщин разного возраста. Самое интересное рождается на соединении - это как химия, если ты экспериментируешь, находишь новые составляющие, которые рождают новое искусство. Театр - это тоже химия, и его тоже называют синтетическим искусством, которое вмещает в себя абсолютно все. 

Комментарии
Copy
Наверх