Три бывших одноклассника скрестят шпаги в предвыборном бою

Теэт Корстен
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Урве Кильк (на снимке сидит в центре) сама была еще очень молода, когда учила Мерике Пери и Сирье Палло (стоят слева, третья и четвертая соответственно).
Урве Кильк (на снимке сидит в центре) сама была еще очень молода, когда учила Мерике Пери и Сирье Палло (стоят слева, третья и четвертая соответственно). Фото: архив

Любопытным образом на грядущих выборах в Рийгикогу баллотируются аж три человека из одного класса бывшей 1-й средней школы города Кохтла-Ярве, классным руководителем которого была Урве Кильк. Рихо Брейвель, Сирье Палло и Мерике Пери теперь друг другу конкуренты, потому как баллотируются в рядах разных партий - КНПЭ, Свободной партии и Партии реформ соответственно. Что думает об этом по-прежнему моложавая и энергичная классная руководительница, а также сами кандидаты-политконкуренты - это мы и попытаемся выяснить.

Заслуженный педагог Урве Кильк говорит, что знает всех трех героев очень хорошо.

"Вопрос школы - решающий" 

- Рихо Брейвель учился с ними только первые три класса, а я стала их классным руководителем в пятом классе. Мерике и Сирье с пятого класса и вплоть до окончания средней школы все время были моими детьми. И Мерике, и Сирье уже со школьной скамьи были очень активными. Особенно Сирье! Эта активность, кажется, часть их характера. Они постоянно что-то организовывали и делали. Мерике - та, кто сейчас удерживает этот выпуск вместе: организует встречи, со всеми поддерживает связь, знает, кто что делает, и меня тоже держит в курсе их дел, - рассказывает Кильк.

Участие всех троих в выборах бывшая классная руководительница называет судьбой. "Как это можно объяснить?! Я не могу сказать, что я их такими воспитала - они сами росли и были активными. Мерике заведовала уездным социальным отделом и всегда была целеустремленной - к примеру, она также училась заочно. Рихо был аж уездным старейшиной. Все они достойные люди с высшим образованием. Относительно девочек могу сказать, что они и в школе учились хорошо. У Рихо я не преподавала, но он говорит, что помнит меня. Когда он был в первом классе, я училась в среднем звене той же школы. Когда в школе были праздники, мы готовили программу, и он, наверное, видел, как я выполняла упражнения, танцевала и пела", - говорит Кильк.

Кого же выберет сама Урве Кильк - притом что знает очень близко аж трех кандидатов? "Честно говоря, мне нравятся те партии, что стоят за сохранение местной эстонской школы. Сперва слово взяла "Isamaa" - министр Урмас Рейнсалу написал об этом в "Северном побережье". Теперь написал также многолетний министр образования Тынис Лукас и высказался в поддержку. Думала выбрать тех, кто защищает нашу школу. Надеюсь, что эта борьба принесет хоть какие-то плоды - наши интересы все-таки отстаивают", - говорит педагог, которая еще 19 октября 2017 года писала в "Северном побережье", что упразднение эстонской школы в Кохтла-Ярве означало бы исчезновение местного эстонского духа.

Колоритная представительница Свободной партии

Новоиспеченный член Свободной партии Сирье Палло (1952 г.р.) в свойственной ей эмоциональной манере называет такое совпадение фантастикой. "Я и сама удивилась, когда это обнаружила. Между тем Мерике поднялась в списке партии, а Рихо больше не первый (первым номером КНПЭ в Ида-Вирумаа является Керсти Крахт. Согласно регламенту выборов, позиция в местном списке не влияет на шансы кандидата, разве только в плане акцентирования внимания на нем. - Ред.), но это не главное. Я отучилась в этой школе одиннадцать лет, очень хорошо помню всех одноклассников и со всеми общаюсь", - говорит первый номер Свободной партии в Ида-Вирумаа.

Палло хвалит здание, где в свое время работала школа, и печалится, что оно пришло в такой упадок. Также она считает, что планируемая государственная гимназия должна была появиться именно в этом здании. Если почитать "Северное побережье", то можно узнать, что тогдашний министр образования Евгений Осиновский в торжественной обстановке подписал договор, что государственная гимназия в Кохтла-Ярве откроется именно в этом здании, но… Пришли работники "Riigi Kinnisvara" со своими таблицами в "Excel" и сказали, что здание с солидной историей слишком велико для создаваемой школы. О том, что государству в любом случае придется заботиться о содержании в порядке здания, охраняемого как памятник старины, не подумали.

Палло и Пери окончили среднюю школу в роскошном здании, находящемся в старом городе, в 1970 году, а четыре года спустя было открыто новое здание школы на улице Катсе, где сейчас находится Ярвеская гимназия.

- Урве Кильк была для нас идолом. Она была очень энергичной, как и сейчас, но тогда она была еще энергичнее. Она была настоящей активисткой! Она привнесла увлечение народным танцем, которое сохраняется до сих пор. Я и сама в 1970-1972 годах танцевала в ансамбле народного танца "Virulane", основанном Урве. Когда у нас бывают встречи выпускников - а бывают они очень часто, - Урве тоже приходит. В последний раз мы встретились на похоронах моего одноклассника в конце прошлого года. Урве - очень активный и замечательный человек! - говорит Палло.

Из тогдашнего классного комплекта единственными, кто отучился вместе от первого до одиннадцатого класса, были Палло и ее однокашник Урмас Кранна. Мерике Пери пришла в пятом классе из Кяваской школы, и с той поры они с Палло были соседками по парте.

Палло долгое время была риелтором, также работала секретарем, к примеру, в приемном отделении психиатрической клиники. Три года Палло проработала учителем по полученной в университете специальности, и до сих пор в области лимнологии обращаются к ее дипломной работе о Куртнаской озерной системе - чтобы сравнить состояние озер в те времена и сейчас.

Либералы vs консерваторы

О Мерике Пери (1951 г.р.) в рекламе Партии реформ сказано, что с мая 1992 по апрель 1994 года она была заместителем заведующего отделом социальных дел и здравоохранения в Ида-Вируском уездном управлении, а с мая 1994 по декабрь 2009 года работала там же уже заведующей. "Также я работала проектным руководителем в Ида-Вируском консультационном центре ТОО "Corrigo" и социальным работником", - пишет о себе Пери, состоящая в рядах Партии реформ с 2006 года.

Пери тоже подтверждает, что бывшие одноклассники очень активно общаются и между слетами никогда не проходит больше трех лет. "Насчет того, что мы с одноклассниками теперь в разных партиях, - у нас очень демократичная страна, и если кто-то чувствует, что у него больше общего с той или иной партией, то так оно и есть".

По мнению Пери, школа не повлияла на ее политические взгляды, они сформировались в ходе трудовой жизни. "Я выбрала своей партией Партию реформ, потому что там не хотят делить все поровну, считают, что человек и сам должен прилагать усилия. Например, нужно самому что-то делать для улучшения жизни - нельзя быть нежной, несчастной птичкой и просить "дайте мне!". В своей партии я свободна - могу говорить и думать что хочу, поэтому Партия реформ мне нравится".

Пери желает, чтобы людям хватало здравого смысла не плыть по течению, а думать своей головой. "Нельзя позволять на себя влиять и никто не должен мне указывать, что мне делать, думать или решать", - сказано в предвыборной программе.

Рихо Брейвель на предвыборном плакате в Йыхви с отретушированными неким хулиганом усами.
Рихо Брейвель на предвыборном плакате в Йыхви с отретушированными неким хулиганом усами. Фото: архив

Рихо Брейвель помнит Палло по начальной школе, а Пери - по работе в уездной управе, ведь в 2007-2012 годах он был старейшиной Ида-Вируского уезда. Брейвель считает, что взгляды местного меньшинства формирует не только школа, но и дух самого Ида-Вирумаа. "Я живу здесь всю жизнь, помню "свободных заключенных" и постоянное соприкосновение с агрессивной молодежью иной национальности. Это наверняка повлияло на мировоззрение парней", - считает Брейвель.

Мужчине, который теперь баллотируется в рядах партии, стремящейся называть себя национально-консервативной, не хочется вспоминать, что его первой партией была все же КПСС - он даже учился в Ленинградской высшей партийной школе, причем вместе с нынешним почетным гражданином Кохтла-Ярве Валерием Корбом. Также Брейвель в качестве "беспартийного коммуниста" раньше баллотировался в рядах соцдемов.

- Я в их партию не входил, но должность уездного старейшины была политически определена. Региональным министром был исамаасец Валло Реймаа, и он хлопотал за меня перед тогдашним руководителем соцдемов Юри Пихлом - это значит, что исамаасцы порекомендовали, а соцдемы согласились. Мне пришлось баллотироваться вместе с соцдемами, но я даже сказал в газете, что в Рийгикогу не пойду и выбирать меня нет смысла, - извиняется Брейвель.

По его словам, теперь он нашел для себя ту самую партию. "КНПЭ подходит, только риторика порой оставляет желать лучшего. Но и в нее я бы не вступил, если бы Рюйтель (бывший коммунист со стажем, второй президент восстановленной Эстонской Республики, ныне почетный председатель КНПЭ. - Ред.) не начал меня уговаривать - он сказал, что если не будет таких уравновешенных людей, как я, то будет сильный крен на одну сторону", - рассказывает Брейвель.

Он отмечает, что не разделяет самые большие страхи многих членов КНПЭ, связанные с мигрантами или гомосексуалистами, но… "Игнорировать их мы никак не можем. Но самое важное - это все-таки экономика, ценностная ориентация, проблемы нашего региона, такие как отток населения с окраин. Другие проблемы их только усугубляют".

Что Брейвель пожелает своим одноклассницам-конкуренткам? "Желаю только хорошего - они честные эстонские люди, это я знаю", - говорит он, не желая предположить, кто из трех наших героев наберет больше всего голосов.

Комментарии
Copy
Наверх