- У тебя такая работа, которую приходится брать на дом, и не только мысленно. Ведь по телефону 5333 2627 нужно отвечать круглосуточно.
- Когда я на дежурстве и кто-то звонит, то моя семья уже знает, что я отправлюсь в свою комнату, закрою дверь и буду в тишине работать. По ночам чаще звонит полиция, когда кому-то срочно нужна квартира-приют, а не сами женщины.
Мы с Кароли (работница опорного центра-приюта Кароли Пыллумяэ. - Ред.) дежурим по очереди, одну неделю днем, следующую ночью. На выходных работают помощники, чтобы мы могли хоть немного отдохнуть, иначе мысли постоянно заняты работой.
- По-прежнему ли живо убеждение: бьет - значит любит?
- Нет, кажется, что оно умерло естественной смертью. По крайней мере, клиенты так больше не говорят. Но очень печально, когда старые паттерны повторяются. Например, мать не поддерживает дочь, говоря ей: "Я вытерпела, и ты вытерпишь!".
- Что государство могло бы улучшить для того, чтобы ваша работа была плодотворнее и женщинам было легче выйти из замкнутого круга насилия?
- С нашими законами никаких проблем нет - их просто нужно применять. Очень хорошее нововведение - подготовленный в Министерстве юстиции и одобренный правительством законопроект, который поможет развеять миф, что абьюзивный родитель - это хороший родитель.
Смысл законопроекта в том, чтобы при рассмотрении в суде связанного с детьми права на уход, опеку или общение учитывалось в том числе применение родителем насилия в отношении второго родителя. Мы ждали этого много лет. Ребенок автоматически становится жертвой семейного насилия, даже если родитель не проявляет агрессии в отношении ребенка, и это необходимо учитывать при установлении как права опеки, так и порядка общения.