Министр эстонской общине: прошу, дайте новой школе шанс!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Министр Майлис Репс прибыла на встречу с мячом, который позднее подарила директору Ярвеской гимназии Анне Эндъярв. Со словами: "Теперь мяч в ваших руках".
Министр Майлис Репс прибыла на встречу с мячом, который позднее подарила директору Ярвеской гимназии Анне Эндъярв. Со словами: "Теперь мяч в ваших руках". Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

Встреча министра образования и науки Майлис Репс с работниками, учениками и родителями учеников Ярвеской гимназии складывалась так, что аплодисментов удостаивались спрашивающие, а не отвечающая. Ниже приводим выборку прозвучавших на встрече вопросов и ответов об открываемой 1 сентября госгимназии. 

Родитель Тийт Салван: Госгимназию создают для того, чтобы учащиеся региона могли учиться в "чистой" гимназии и у них был выбор. В Йыхви тяги к госшколе не сформировалось. Мы много говорим о языке обучения, а также о содержании, очевидно, не являющемся вопросом. Ученики и родители принимают решения, не всегда исходя из содержания, а и эмоционально тоже.

Как нам обеспечить ситуацию, чтобы с закрытием последней "чистой" эстоноязычной гимназии в Кохтла-Ярве ученики пошли в госгимназию? Я утверждаю, что этот план не сработает и учащиеся по-прежнему будут покидать уезд. Не то чтобы это было плохо, что ученики едут в хорошие школы, однако это тормозит образование в регионе и не служит целям госгимназии.

Майлис Репс: Такое изменение в школьной сети, когда большое число школ превращаются в основные и появляется "чистая" гимназия, вызывало очень много эмоций во всех регионах. Здесь добавляется также тема госязыка и меньшинства. Как мы сможем гарантировать? Могу сказать, что предлагает этому региону Министерство образования и науки: расширение надбавок к учительским зарплатам, пособие на размещение и транспорт. Достаточная ли это гарантия, я не знаю, но это шаги, которые мы конкретно можем предпринять.

Родительница ученика и выпускница Ярвеской гимназии Маре Роозилехт: Никто из учеников и учителей не знает, куда они придут и какова цель этой школы. Является ли вообще целью, чтобы в Эстонской Республике в Кохтла-Ярве появилась стопроцентно эстоноязычная школа, и когда это произойдет? И, во-вторых, обещаете ли вы перед народом, что все учителя, которых примут на работу в новую гимназию, будут соответствовать квалификационным требованиям, то есть будут на высоком уровне владеть эстонским языком?

Майлис Репс: У госгимназий имеется свое квалификационное соглашение и четкое видение, о котором в общем договорились. Кохтла-Ярвеская гимназия станет одной из них. Определенные основные действия похожи и примерно в трети будут различаться. С учетом особенностей региона договорились об уклонах в Кохтла-Ярвеской госгимназии: язык и культура, инженерия и инфотехнологии - оба в сотрудничестве с Вирумааским колледжем. Психология также. 

Сколько лет уйдет на то, чтобы в Кохтла-Ярве появилась эстоноязычная гимназия? Этого я вам сказать не могу. Во всяком случае, цель такова, чтобы по достижении 12-го класса ученик был в состоянии изучать все основные предметы на эстонском языке, ведь отсюда он отправится в университет.

Что касается квалификации учителей и владения языком на уровне С1, то да, мы прилагаем усилия, чтобы к нам пришли все суперучителя, однако может случиться, что тот или иной учитель еще учится, совершенствуется.

Исполняющая обязанности директора Кохтла-Ярвеской гимназии Юлле Матсин: Конкурс по подбору учителей достиг той стадии, когда первые собеседования с кандидатами уже состоялись. Конкурсная комиссия ищет учителей, готовых профессионально развиваться, которые не считают, что совершенствоваться они больше не должны. Уже весной начинается программа развития учителей, в рамках которой пройдет дополнительное обучение на эстонском языке, и оно для учителя должно быть посильным - в языковом смысле.

Ученик 9-го класса Сийм Пярсс: В новостях прозвучало, что вся деятельность по интересам должна бы быть на эстонском языке. Это, конечно, замечательно, но тут есть одно большое "но". Я участвовал этой зимой в региональной олимпиаде, где уже вступительная часть была на русском языке и мне пришлось обратиться к организаторам, чтобы они перевели эту речь на эстонский. Как вы можете обещать, что в госгимназии предоставление информации и деятельность по интересам будут происходить на эстонском языке? 

Майлис Репс: Очень печальный опыт. Как мы можем обещать? Выберем самого классного директора, такого школьного руководителя, который, вероятно, в марте предстанет перед вами и скажет, что будет так. Я этой школой руководить не буду. Эстоноязычная деятельность по интересам - цель министерства. Именно поэтому мы вписали это жирными шрифтом в план, чтобы создать таким образом мотивацию.

Ученик 11-го класса Эрик Сала: Сегодня несколько раз упоминали, что ученики русских школ не справились бы с учебой полностью на эстонском языке, и есть видение, что через несколько лет гимназия будет стопроцентно эстоноязычной. Почему не может быть такого, чтобы гимназия в этой школе, которая стопроцентно эстоноязычная, поначалу сохранилась, а госгимназия была 60:40 до тех пор, пока не превратилась бы полностью в эстоноязычную? Я знаю, что многие ученики русских школ не пошли бы сейчас в госгимназию, если бы она была полностью эстоноязычной, и наоборот.

ЮЛЛЕ МАТСИН: 

- Для того чтобы в госгимназию пришел такой руководитель, который создал бы эстонскую школу, необходимо, чтобы и вы присоединились.

Майлис Репс: Стопроцентно эстоноязычная гимназия возникнет так или иначе. Это значит, что все курсы от начала до конца будут вестись на эстонском языке. Много ли потребуется параллельных курсов на русском языке? Их будет не больше 40 процентов, вероятно, меньше. С большой долей вероятности будет так, что одному ученику потребуется при приходе сюда 20 процентов основных предметов на русском языке, другому - 10 процентов и только в десятом классе, и при поддержке школы он, может быть, в 11-м классе будет способен учиться уже на эстонском языке.

Ученики Ярвеской гимназии уже раньше спрашивали у меня, смогут ли они закончить учебу в имеющейся школе. Я тогда сказала, что да, мы можем это взвесить. Затем из вашей школы поступил четкий сигнал, что в долгосрочной перспективе это не решение, если появится гимназия на 360 мест со своими новыми возможностями и рядом сохранится маленькая гимназия, которую в определенный момент забудут. 

У меня есть просьба: может, мы все же найдем ту энергию, чтобы из новой госгимназии получилась крутая школа. Я прошу, взвесьте это - что вы не останетесь отдельно, но этот вариант, конечно, на какой-то момент есть.

Директор Ярвеской гимназии Анне Эндъярв: Думаю, что должна спросить об этом, иначе мне не простят. В Ярвеской гимназии (в гимназической ступени. - Ред.в августе было 98 учеников. Их оказалось бы больше, если бы поступил сигнал, что эта школа останется. Очень четко говорили из Йыхви, мол, мы бы пришли, но ведь вас все равно скоро закрывают. Пару лет назад у нас было 55 детей (до создания Йыхвиской госгимназии. - Ред.). Школа за два года выросла почти вдвое.

Сейчас у нас 88 гимназистов. В декабре десять ушли - в Таллинн, Тарту, Йыгева. Объяснив, что если они должны уйти, то сделают это на год раньше. Насколько мне известно, на Хийумаа, который тоже особый регион, в госгимназии более ста учеников. Неужели для министерства уже закрытой темой является высказанная в понедельник Евгением Осиновским идея сделать тут госгимназию, в которой были бы классы с 1-го по 12-й, и эта школа продолжала бы действовать до тех пор, пока выпускники русских основных школ не смогли бы беспроблемно учиться на сто процентов на эстонском языке?

Если поступит такой сигнал, то я могу принять яд или съесть свою шляпу, чтобы число гимназистов увеличилось. Если бы город и государство договорились об этом, то это стало бы гарантией для эстонской общины. 

Майлис Репс: Я подтверждаю вам, что точно такой же вопрос я получаю и от остальных городских гимназий. Если вы считаете, что Ярвеская русская и Ахтмеская гимназия кричат "ура", то это не так. Та же тема в Нарве. 

15 лет назад я не была большим фанатом госгимназий, однако об этом направлении договорились, мы 15 лет двигались в этом направлении и говорили, что наша цель в политике образования - разделить основную школу и гимназию. Если решат, что останутся школы с 1-го по 12-й класс, то это будет очень принципиальным стратегическим изменением. Тут вопрос уже не в вашей школе, это будет уже большая тема в политике образования также в Раквере и Выру. 

Анне Эндъярв: Однако здесь в регионе это решило бы проблемы как русской, так и эстонской общины, плюс вопрос эстонскости. В противном случае вы в один прекрасный момент обнаружите, что есть школа, в которой нет эстонцев. (Аплодисменты.) Свежее предложение Осиновского превратить Ярвескую гимназию в госшколу и отремонтировать ее здание стало бы прекрасным решением для тех эстонцев, которые здесь еще остались, и для тех детей из русскоязычных семей, которые здесь учатся. 

Учитель Кайре Йыэ: Торжественный акт 1 сентября пройдет в госгимназии на эстонском или на русском языке? 

Юлле Матсин: Разумеется, на эстонском. Но знаете, для того, чтобы в госгимназии появился такой руководитель, который бы создал эстонскую школу и без иронии смог сказать, что торжественный акт будет на эстонском языке, надо, чтобы и вы присоединились.

Когда меня попросили поддержать вместе с другими госгимназиями процесс создания гимназии до прихода нового руководителя, я увидела, встретившись со здешним попечительским советом, что имеется группа, на примере которой можно было бы начать распространять этот опыт. Та основная школа, которая тут осталась бы, была бы прекрасной моделью, как довести в русской основной школе знание эстонского языка до такого уровня, чтобы команда новой школы смогла весной договориться: через пять лет мы будем эстоноязычной школой.

Если вы теперь говорите, что вам вообще не хотелось бы приходить и пусть эти русские создают свою школу и покажут, справятся ли в какой-то момент на эстонском языке, то это настолько негативно. Я вместе с приехавшими из Вильянди людьми весьма шокирована. 

Маре Роозилехт: Большое спасибо, Юлле, и я надеюсь, что вам не придется разочароваться в нашей общине. Просто у нас имеется большой опыт, которого у вас может и не быть. Мы каждый день видим, что на самом деле означает обучение 40:60, которое мы отмечаем 9 мая. Я не смогла отдать своих детей ни в один кружок по интересам, кроме баскетбольного. Правда, музыкальная школа тоже имеется, но если музыкального слуха нет, то она не подходит. Мы не можем пойти к врачу и даже к парикмахеру, не имея с собой фото, и т.д. Мы терпели и молчали, но так не может продолжаться бесконечно.

Мы тоже хотим, чтобы создаваемая гимназия была лучшей из возможных. Чтобы все мы могли сообща показать: мы сделали в Кохтла-Ярве эстоноязычную гимназию. Отставим в сторону эти проценты, ведь эстоноязычная гимназия - это гимназия, где все происходит на эстонском языке.

Здесь в школе тоже 50 процентов детей с русским родным языком и на переменах звучит русская речь, однако все дети приветствуют тебя на эстонском языке. Если подойдет эстонский ученик, то они говорят на эстонском языке. Все они знают, кто президент Эстонии, они знают вас, госпожа министр, по имени, они знают, при каком общественном строе мы живем, что происходит в Эстонии, у них эстонское инфопространство. По сути, это - единственное, чего мы ждем. 

И молодежь из русских школ в душе хочет того же. Ее пугают, говорят, что если вы пойдете в эстоноязычную школу, то не справитесь с физикой, математикой и так далее. В действительности это не так. Эта школа делает все для того, чтобы и русский ребенок справлялся. Ни разу не ставилось под сомнение то, что приходящая в 11-е и 12-е классы молодежь сможет закончить учебу по начатой учебной программе.

Мы говорим о том, какую весть получат те, кто заканчивает сейчас 9-й, а также 8-й, 7-й, 6-й и 5-й класс. У меня большая просьба, госпожа министр, давайте при расставании вы четко скажете: в Кохтла-Ярве будет стопроцентно эстоноязычная школа. Мы поддержим тех учащихся, кто будет в ней учиться. Мы предложим им в соответствии с возможностями опорное обучение, работу в маленьких группах, но это будет эстонская школа в Кохтла-Ярве. (Аплодисменты.)

Майлис Репс: По-моему, госпожа Роозилехт очень хорошо сказала - именно это и служит целью. Если мы оставим в стороне ту молодежь, которую примем, и ту молодежь, которая в 7-м и 8-м классе не получила перед собой эту перспективу, поскольку мы не успели "подстелить" основную школу с сильным знанием языка, у нас не было мер поддержки, чтобы эстоноязычное обучение тут расширялось. Так что, очень хорошее резюме, я на сто процентов согласна. Если мы и дальше будем в той же лодке, то уверена, что в сентябре покажем очень хороший результат. 

Наверх