Департамент полиции и погранохраны уволил нарвского полицейского, использовавшего базу данных полиции для того, чтобы покопаться в данных своей бывшей жены и ее сожителей. Суд тоже не встал на сторону уволенного полицейского.
Следивший за бывшей супругой полицейский уволен (3)
Нарвского патрульного полицейского Святослава уволили из полиции приказом в июне прошлого года за то, что он в течение полугода сделал в полицейскую базу данных POLIS целых 52 запроса, не связанных с выполнением его служебных обязанностей. Точнее, запросы касались его бывшей супруги и матери его детей, а также ее сожителей.
Святослав не согласился со своим увольнением и обратился в административный суд.
Изучал данные сожителей своей бывшей жены
Жалобщик признался, что часть запросов не была связана с выполнением его прямых служебных обязанностей. Мужчина подтвердил, что делал эти запросы по уважительной причине, волнуясь за безопасность своих детей. Целью его действий было исключить прямую угрозу как для себя, так и для близких. По утверждению Святослава, существовала реальная угроза совершения преступления в отношении трех его детей со стороны бывшей супруги и ее сожителя. Двое детей проживали со Святославом, один - с матерью. Мужчина, по его утверждению, контролировал, не было ли вызовов полиции по адресу матери детей, а также изучал фон ее новых сожителей. Бывший полицейский утверждал также, что не хотел причинить ущерб другим лицам или извлечь выгоду для себя.
Однако Департамент полиции и погранохраны (ДППО) подтвердил, что подача запроса в любую инфосистему ДППО должна быть связана только со служебными задачами чиновника и ДППО неоднократно информировал об этом своих чиновников. Жалобщик признался в использовании инфосистемы в личных интересах, то есть имело место сознательное нарушение.
Департамент полиции счел, что должность полицейского не дает лицу права задевать основные права третьих лиц для решения проблем своей частной жизни. Дисциплинарным виновным деянием можно посчитать даже один не связанный с рабочими обязанностями запрос. Если запросы делались не для выполнения должностных задач, то речь может идти только о проявлении личного интереса. Поэтому не нужно отдельно устанавливать или объяснять проявление и точное содержание такого интереса, достаточно лишь того, если установлено, что для запроса не имелось исходящей из выполнения должностных обязанностей необходимости, нашел ДППО.
Должен был использовать другие возможности
Тартуский административный суд нашел, что об освобождении Святослава от ответственности можно было бы говорить, если бы жалобщик узнал об угрожающей детям опасности, не имел возможности защитить детей правомочными средствами и поэтому был вынужден использовать средства или возможности, которые в иных ситуациях можно было бы признать противоправным деянием со стороны жалобщика.
По оценке суда, жалобщик не находился в таком положении. По утверждению самого Святослава, он собирал данные, поскольку его бывшая супруга (мать детей) уже применяла в отношении детей насилие, присваивала детские пособия и без разрешения жалобщика уносила вещи с места проживания жалобщика и двух детей. "Это значит, что речь не шла о неожиданно настигшей жалобщика ситуации. Жалобщик имел возможность использовать для защиты прав детей правомочные средства. Например, обратиться к чиновнику или в учреждение по защите детей, подать в суд заявление о получении права на единоличную опеку над детьми или об ограничении общения матери с детьми", - отметил суд, не удовлетворивший ходатайство бывшего полицейского о признании его освобождения от службы противоправным и о возмещении ему зарплаты за три месяца.
Что представляет собой база данных POLIS?
POLIS - это созданная в 2000 году объемная база данных, используемая полицейскими в повседневной работе. Полицейские могут использовать имеющуюся в базе данных информацию только для выполнения своих рабочих задач. POLIS используется только во внутренней сети полиции и после каждого запроса остается след, на основании которого позднее можно спросить, по какой причине просматривались чьи-либо данные.