"Когда я только явился и знал на эстонском всего несколько слов, то соседи по казарме решили, что я русский. А когда узнали, что я из Канады, то подумали, что сумасшедший. И до сих пор думают", - посмеивается родившийся и выросший в Канаде Закари Амолинс - один из пяти солдат срочной службы, прибывших выполнить свой гражданский долг не из родной Эстонии или ближнего зарубежья, а из-за океана.
- Никто не курит, когда заряжает оружие, - раздается в тире женский голос.
- Стоит только отвернуться, как начинается беспорядок, - недовольна солдат срочной службы январского призыва Энели-Биргит Викс, под руководством которой упражняются начавшие службу несколько недель назад парни.
Огонь!
Идет четвертая неделя срочной службы. Молодежь третий раз в тире. Отрабатывает стрельбу из разных положений. Один солдат впереди, другой за ним. "Огонь!" - звучит команда, и выпущенные очереди вздымают песок между мишенями. "Сделал", - хвалится рядовой Амолинс. Чтобы упражнение засчитали, надо, чтобы мишень поразило не менее половины выстрелов.
Все это приходится делать под моросящим октябрьским дождем и в грязи. В тот же день еще предстоят физупражнения и 10-километровый поход. Не чудо, что другие парни считают родившегося в Канаде Амолинса сумасшедшим, ведь в его представлении срочная служба - не долг, а возможность. В Канаде срочную службу проходить не нужно, а если ты хочешь это сделать, то должен стать профессиональным военным.
Причина, по которой Амолинс решил пройти срочную службу, прожив в Эстонии всего год, пока 16-летним учился в тартуской гимназии Мийны Хярм, и явился в армию, зная всего пару слов на эстонском, весьма патриотическая: какой смысл иметь в кармане паспорт гражданина Эстонии, если ты не выполняешь долг перед этим государством? Поскольку эстонское государство защищает принципы и свободный мир, ценимые молодым человеком, то его не пугает и то, что срочная служба - это не только девять месяцев учебы, но и обязанность защищать эстонское государство до 60-летнего возраста, то есть до тех пор, пока ты находишься в резерве Сил обороны. Тем более что по крайней мере часть своей жизни он намерен связать с Эстонией.