Старый, полуразрушенный морской мол Нарва-Йыэсуу давно не выполняет свою защитную функцию, дно в устье пограничной реки мельчает, проход судов грозит остаться и вовсе только на российской стороне. Власти курортного города должны поскорее найти несколько миллионов для строительства нового мола.
Нарва-Йыэсуу надеется построить новый мол и сохранить речное судоходство
Проект строительства нового мола в устье пограничной реки Нарва разрабатывался с 2015 года. К настоящему времени он готов и согласован со всеми, включая погранохрану, природоохрану, оборонное ведомство и т.д.
Нерешенным остается только вопрос финансирования.
Ищут деньги
Строительство 450-метрового в длину сооружения обойдется, согласно смете, в 5,5 миллиона евро. С течением времени цена может вырасти до семи миллионов.
Спроектированный мол включает в себя пешеходную часть с освещением и ограждением, а также смотровую площадку в самой дальней точке. Эта площадка у морской границы с Россией станет новым началом нарва-йыэсууского променада. Имеющийся променад продлят до этого места.
Мэр Нарва-Йыэсуу Максим Ильин сказал, что надеется найти финансирование или в программе по усилению конкурентоспособности приграничных регионов, или в программе эстонско-российского приграничного сотрудничества. На вторую больше всего надежды, и основное ходатайство предполагается представить во второй половине осени, а ключевое решение ожидается в первом полугодии 2022 года. Партнером Нарва-Йыэсуу готов стать город-побратим Кронштадт (административная часть Санкт-Петербурга).
Нарва-Йыэсуу также попросит правительство ЭР покрыть из госбюджета долю самофинансирования, если эта сумма окажется неподъемной для местного кошелька.
Рабочий проект мола оплачен тоже из госбюджета: 100 тысяч евро получены из т.н. крышевых денег Рийгикогу в 2019 году.
Предполагаемый период реализации проекта - 2022-2025 годы. Собственно строительство может занять не дольше одного сезона.
Без мола нет судоходства
Будущий мол спроектирован бок о бок с ныне существующим разрушенным молом, с его западной стороны. Это позволяет не затрагивать природоохранную зону устья реки Нарва, а также не сносить старый мол до появления нового.
После завершения строительства будет углублено устье пограничной реки, которое мелеет из-за отсутствия эффективной защиты со стороны Нарвского залива.
- Из-за того, что тут сейчас (глубина) метр-полтора, сейчас стоят и туризм отчасти, и проекты развития рыболовства, - говорит Ильин. - В прошлом и нынешнем году здесь в заливе велось очень много промышленной ловли салаки, и рыбаки говорили, что хотели бы выгружать уловы в Нарва-Йыэсуу, но вынуждены уходить в Тойла или Кунда, потому что сюда в реку им не войти.
О проблеме заиленного устья пограничной реки много лет говорят и яхтсмены. Более крупным судам сложно или невозможно заходить в реку и доходить до портов Нарва-Йыэсуу и Нарвы.
По словам Ильина, ссылающегося на соответствующее исследование, если устье реки останется совсем без мола, то судоходное соединение реки и моря останется через некоторое время только на российской стороне границы.
Как уже писало "Северное побережье", ныне полуразрушенный старый мол в Нарва-Йыэсуу строили с 1989 по 1992 год и не смогли закончить. Недостроенный мол сильно разрушился во время шторма 9 января 2005 года. В потрепанном состоянии он немного еще выполняет свою функцию, защищая речное устье от заиливания, а морской пляж Нарва-Йыэсуу - от размывания.
Мол у остова затонувшего судна
Дальнее окончание нового мола спроектировано вплотную к месту, где покоится остов рыболовецкого судна, затонувшего из-за шторма в 1971 году. По имеющейся неточной информации, из пяти человек команды один пропал без вести, двое утонули и двое выжили.
Полностью заиленный остов судна покоится на глубине порядка двух метров и отмечен в рабочем проекте нового мола. Со строительством мола власти планируют организовать и подъем судна.
Ида-вирумааский инспектор Департамента охраны памятников старины Калле Мерилай сказал, что у них сейчас нет данных относительно упомянутого остова. Но требование их департамента к проекту мола - предварительное исследование всей зоны строительства, включая морское дно.