Хейно Липп, рекордсмен без титулов, уникален не только в эстонском, но и в мировом спорте. Мало таких первоклассных спортсменов, которым не дали возможности реализовать свои способности на крупных соревнованиях.
Хейно Липп - некоронованный король эстонского спорта
Оккупация Эстонии в 1940 году и последовавшая за этим война стали для Липпа роковыми.
О величии Хейно Липпа будущим поколениям расскажут показанные им результаты и установленные им рекорды, но не медали крупных соревнований, бороться за которые ему не позволили. На что действительно он был способен и по какой причине спортивной знаменитости суждено было провести свою карьеру под домашним арестом?
Сам Липп тоже не ответил на эти вопросы. Может, он, будучи разочарованным человеком, и не хотел бередить эти старые раны или же он и не знал всей подоплеки? Если оставить в стороне бесконечные вопросы и возможные результаты на больших соревнованиях, Липп все же покорял прежде всего своим природным талантом.
Глядя на сегодняшний современный тартан и видя результаты нынешних мастеров, невозможно понять, как 107-килограммовому здоровяку ростом под два метра удавалось тогда вдобавок к рекордам в толкании ядра и метании диска пробежать 400 метров по раскисшей грунтовой дорожке за 50 секунд, за 15 секунд установить рекорд Эстонии в беге с барьерами и завершить двухдневное испытание результатом 4,35 в беге на 1500 метров… В такое не верится. Однако спортивный путь Липпа полон особенных историй на любой вкус.
Из концлагеря - прямо на матч сборных
6 мая (по некоторым данным - 7 мая) 1945 года Хейно Липп был арестован в ресторане на Тартуском железнодорожном вокзале. Некая жительница Кивиыли якобы узнала в нем опасного лесного брата Хейно Липпа и надеялась, передав этого человека властям, заработать деньжат. Липпа, одетого в красный спортивный костюм, сначала доставили в Таллинн, а оттуда уже в лагерь для военнопленных в Пыллкюла, который также назывался фильтрационным лагерем.
"Я ехал в деревню. На Тартуском вокзале была какая-то облава. Тридцать-сорок человек схватили, меня тоже. Какая-то кивиылиска, должно быть, узнала: это ведь Липп! Составили протокол, всех запихнули в поезд, в Таллинне отправили в фильтрационный лагерь", - рассказывал спустя годы Липп.
Сначала чекисты подумали, что большой и сильный мужчина, к тому же по фамилии Липп, и есть пресловутый вирумааский лесной брат Хейно Липп (до того, как имя было эстонизировано, звался Хярман-Карл Липп), и отвезли Липпа в Маардуский лагерь. Тем более что мужчины были родственниками.
"Я сидел там несколько месяцев вместе с несколькими другими известными спортсменами. Мы плели корзины, косили сено и тренировались. Заключение закончилось, когда [Эрих] Веэтыусме и [Фред] Куду уговорили освободить меня за день до матча между сборными Эстонии и Латвии. Они толком не знали, в какой форме я был. В толкании ядра победил, и метание диска прошло тоже хорошо".
Он покинул лагерь 25 августа. Через день все лето находившегося в тюрьме Липпа ждал легкоатлетический матч между Эстонией и Латвией в Таллинне. Из-за особых указаний Липп, правда, еще не входил в сборную, а выступал как индивидуальный участник. Однако результаты удивили и его самого.
Липп: "Официальными деятелями были вернувшиеся из тренировочного лагеря Коткас и Тармак. Я сказал: вы были не в том лагере…".
Сняли с самолета
Хотя СССР еще не был членом IAAF (Международной ассоциации легкоатлетических федераций), сталинское государство было приглашено на 3-й чемпионат Европы в Осло в 1946 году. В команду также был включен Хейно Липп, который считался бесспорным фаворитом в толкании ядра, потому что он с большим перевесом лидировал в европейском рейтинге.
Сборная СССР по легкой атлетике, в том числе Липп, уже сидела в самолете в московском Шереметьево, чтобы отправиться в путь, и даже двигатели работали, но потом вдруг замолчали...
К самолету снова приставили трап, и по нему из стоявшего рядом со взлетно-посадочной полосой лимузина поднялись в самолет люди в штатском - сотрудники НКВД, которые направились прямо к Хейно Липпу и забрали его с собой. Под предлогом, что у эстонца не было норвежской визы. Вряд ли кто-то мог подумать тогда, что настолько близко к поездке на зарубежное соревнование Липп в своей спортивной карьере никогда больше не будет.
О том, что могло быть реальной причиной того, что служба безопасности в последний момент сняла Липпа с рейса, высказывали разные предположения. Его больше не путали с родственником-тезкой из числа лесных братьев, однако его старший брат доживал последние дни в сибирском лагере для военнопленных. Всплыло и членство Липпа в "Омакайтсе" при немецкой власти - это тоже оказалось бельмом на глазу, хоть он и был всего лишь сторожем на заводе. Факт, что его имя фигурировало в списке немецкой военной разведывательной организации "Tümmler", пусть и в качестве пассивного члена, вскрылся лишь позже.
В любом случае, досье на него завели именно в 1946 году, а не в 1945-м, когда Липп сидел в тюрьме.
Возможно, что вышеуказанную информацию служба безопасности получила в ходе предшествовавшей поездке в Осло проверки Липпа лишь непосредственно перед вылетом и действовала молниеносно, так сказать, в последнюю минуту. Тогда-то и добавили к фамилии Липп черную метку, и ни один носитель этой фамилии не имел права покидать страну.
- После того, как меня сняли с рейса в Осло, я был меченым человеком, - сказал позже сам Липп.
В соревнованиях в Осло приняли участие 13 спортсменов, еще двое не стартовали. В протоколе ЧЕ за именем участника №197 Хейно Липпа значится буквенная комбинация DNS (не стартовал).
В то же время эстонское приложение к газете "Stockholms-Tidningen" писало так: "Липп был в Осло, но не участвовал в соревновании по толканию ядра, так как, по данным газет, во время квалификации он лежал в гостинице в постели, будучи сильно простуженным".
Шведская коммунистическая газета "Ny Dag" сообщила перед соревнованиями: "Главный советский козырь в мужском зачете на чемпионате Европы в Осло толкатель Хейно Липп, которому принадлежит лучший результат в Европе в этом году, заболел и поэтому не сможет вступить в борьбу с остальной европейской элитой".
В день финальных соревнований, 23 августа, шведская "Dagens Nyheter" написала со ссылкой на советские источники: "Жаль, что Липп получил травму ноги, но мы все равно довольны своими достижениями… В толкании ядра, где квалификационный норматив составлял 14 метров, не хватало советского эстонца и фаворита Липпа. Кстати, он находится в гостинице с простудой".
После такого переживания тихий и скромный Липп остался в Москве еще на несколько дней и отправился на стадион в заключительный день соревнований по толканию ядра на чемпионате Европы. На тренировочном поле он надел шиповки и отправил железный шар гораздо дальше, чем новоиспеченный чемпион Европы Хусебю в Осло.
В союзной сборной только в Москве
Дважды Липпу разрешалось носить форму сборной СССР - когда соревновались на территории красной империи. Первый раз - 23 июля 1949 года, когда в Москве Липп победил в толкании ядра в матче между сборными СССР и Чехословакии. Там же он занял четвертое место в метании диска, из-за чего подвергся резкой критике.
"Непростительная халатность Х. Липпа стоила советской команде первого места в метании диска. Шестью бросками Липп смог набрать только 43.10. Тренер Ф. Куду не смог вовремя объяснить Липпу, что метание "со всей силы" - это еще не успех", - раскритиковал в "Советском спорте" выступление эстонца заслуженный мастер спорта Роберт Люлько.
Остальные члены сборной после соревнований поехали в Будапешт на универсиаду, где Липп планировал побить мировой рекорд в десятиборье, но вместо этого эстонца отправили домой.
В 1950 году Липп во второй раз надел форму сборной CCCP и одержал две вожделенные победы в матче СССР - Венгрия. Победный результат в толкании ядра составил 16,65, в метании диска - 50,31. Оба достижения были лучшими в сезоне. В последней дисциплине он почти на два метра улучшил результат Ференца Клича, одного из сильнейших метателей Европы.
На следующем соревновании, пробе сил на Дне физкультурника в Москве 6 августа, Липп обновил рекорд Европы и Советского Союза в толкании ядра, толкнув на 16,93. В мире лишь двум американцам было чем противостоять.
Московская пресса писала: "Хейно Липп показал результат мирового уровня. После трехлетнего перерыва он вновь, то есть уже в восьмой раз, улучшил всесоюзный рекорд в толкании ядра, подняв его до 16,93.
После победы в метании диска в матчевой встрече с результатом 50,31 Х. Липп претендует на звание лучшего метателя-толкателя Европы в этом году увереннее, чем когда-либо прежде".
Но что с того… Хотя Липп был самым стабильным сильнейшим легкоатлетом СССР, ему снова не разрешили поехать на чемпионат Европы, на этот раз в Брюссель.
Липп снова "болен"
Если об Олимпиаде в Лондоне в 1948 году Липп не мог и мечтать, потому что Советский Союз не был приглашен на Игры, то Олимпиада в Хельсинки в 1952 году была последней надеждой Липпа. Роберт Мэтиас, обновивший мировой рекорд в период между двумя Олимпиадами, с нетерпением ждал возможности встретиться с Хейно Липпом на стадионе в Хельсинки. Но подошедшего на железнодорожном вокзале к советской делегации (в надежде увидеть Липпа) Мэтиаса ждало разочарование.
- Где Липп? - спросил янки.
- Липп болен, - ответили ему.
В Хельсинки Мэтиас выиграл десятиборье с наикрупнейшим перевесом в истории Олимпийских игр - с отрывом более чем 900 очков. Он также установил мировой рекорд. Вполне вероятно, что Липп завоевал бы в Хельсинки серебряную медаль. Вряд ли кто-то смог бы там победить внушающего благоговейный трепет и неудержимого Мэтиаса.
Однако отсутствие Липпа вызвало достаточно разговоров в проводившем Олимпиаду городе и после Игр.
"Почему Липп не приехал в Хельсинки?". Такой вопрос задал корреспондент газеты "Stockholms-Tidningen" бывшему марафонцу Эльмару Мартину, работавшему в Хельсинки массажистом.
Газета "Vaba Eesti Sõna" написала об этом разговоре в сентябре 1952 года. Мартин ответил на вопрос, что Липп накануне Игр якобы травмировался на тренировке.
"Эстонский корреспондент от себя добавил, что странно, как это Липп всегда травмируется, когда предстоит заграничная поездка. Это якобы явный саботаж. На это Мартин простодушно ответил, что, говорят, на этот раз Липп действительно травмировался - упал во время бега с барьерами. Из-за такого ответа сложилось впечатление, что в 1946 году в Осло и в 1950 году в Брюссель Липпа не взяли по какой-то другой причине".
Лондонская газета "Eesti Hääl" также писала: "История с травмой Липпа была блефом. Все отвечали, будто сговорившись, что Липп якобы травмировался на тренировке. Но теперь выясняется, что и эти разговоры - очередная советская ложь. В частности, Таллиннское радио сообщило, что 27 июля во время Олимпийских игр Хейно Липп соревновался и вовсе в Вильянди".
Хейно Липп рассказал о той мутной истории летом 2002 года. Он готовился к Олимпиаде вместе с другими членами сборной в Выборге. Когда пришло время и стали собираться на Олимпиаду, эстонца, ни сказав ни слова, просто оставили в стороне. "Ничего не сказали, просто исключили из сборной", - констатировал Липп спустя годы.
Его жена Хелле Липп вспоминала: "Когда Хейно вернулся домой, мы поехали в Пярну. По дороге услышали по финскому радио, что "Viron poika Heino Lipp on sairas" ("Эстонский парень Хейно Липп заболел"). Вот какую историю придумали о здоровом человеке".
И все же Липп попал в Хельсинки спустя пятьдесят лет, когда финны с размахом праздновали 50-летие своей Олимпиады и пригласили в гости Липпа и его жену Хелле.
В октябре этого года выйдет книга Тийта Ляэне "Mees nagu monument" ("Человек как памятник"), посвященная Хейно Липпу и увековечиванию его памяти.
Хейно Липп
- Родился 21 июня 1922 года в волости Эрра, Вирумаа.
- 12-кратный чемпион СССР по легкой атлетике (1945-1953).
- 21-кратный чемпион Эстонии по легкой атлетике (1944-1955).
- Шесть раз улучшал европейский рекорд в толкании ядра.
- Установил 13 рекордов СССР в легкой атлетике.
- Места в мировом рейтинге в толкании ядра: 1-2-е (1947), 3-е (1950), 4-е (1951), 5-е (1946), 6-е (1948).
- Места в мировом рейтинге в десятиборье: 1-е (1948), 2-е (1947 и 1949), 4-е (1950 и 1953).
- Умер 28 августа 2006 г. в Ируском доме престарелых.