Cообщи

ЧЕРНЫЕ ПИРАТЫ Угрожают ли кормораны Орускому парку?

Copy
"Ночующие" в Тойла кормораны. Этот снимок сделан во второй половине августа нынешнего года в Оруском парке из Ласточкиного гнезда, известного также как павильон Ведьминого леса.
"Ночующие" в Тойла кормораны. Этот снимок сделан во второй половине августа нынешнего года в Оруском парке из Ласточкиного гнезда, известного также как павильон Ведьминого леса. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

На берегу моря в Тойла по соседству с Оруским парком нынешним летом можно было увидеть корморанов, колония которых выросла к концу лета до нескольких сотен голов. Специалисты не исключают, что если популяция корморанов в Тойла продолжит расти, то это может стать угрозой для парковой биоты.

В середине лета за тойласким молом можно было увидеть поначалу дюжину черных водных птиц, сидевших, съежившись, на прибрежных камнях. Но чем ближе к концу лета, тем больше их становилось. Гулявшие в приморской части парка люди могли удивиться, услышав с берега странные звуки, похожие на блеяние овцы или рычание медвежонка. Источники этих звуков каждый мог увидеть и сам, ведь в сумрачные августовские вечера на прибрежных деревья были уже сотни черных пернатых, время от времени перелетавших с места на место. 

Кормораны.
Кормораны. Фото: Urmas Luik

Корморан или баклан

Кормораны - очень хорошие пловцы и ныряльщики, но их оперение намокает. Поэтому они сушат его, широко раскинув крылья, на ветру на морских камнях. Кормораны могут также хорошо летать, но почти не парят. Ходят неуклюже.

Кормораны размером с гуся, но стройнее. Достигают до метра в длину, а весят два-три килограмма.

Среди семейных пернатых Эстонии корморана можно считать новичком. Он живет и гнездится на островах (например, на Тондираху, Лангекаре), отдыхает на камнях у берега. Кормораны гнездятся колониями как на земле, так и на деревьях и искусственных сооружениях, действуют большей частью скопом. Зимовать улетают из Эстонии в основном в Южную Европу.

Кормораны строят высокое гнездо из хвороста или всевозможного хлама (водоросли, полиэтиленовые пакеты и пр.). Самка сносит пять-шесть яиц.

Ограничить численность корморанов помогают серые вороны. Ворона подлетает к высиживающему яйца корморану, оставаясь вне досягаемости его клюва, и начинает его дразнить. Корморан сильнее вороны, рано или поздно он поднимается, чтобы отогнать ворону. Ворона отлетает в сторону, а в это время ее "подельник" крадет из гнезда яйцо.

Естественным врагом корморанов считаются также морские орлы.

Птицы появились несколько лет назад

- Это не что-то совсем новое, они появились здесь около пяти лет назад, - говорит капитан Тойлаского порта Вейко Симм, признаваясь, что популяция корморанов в Тойла постоянно растет. - Днем сидят на берегу, вечером улетают в лес, - описывает он.

По словам Симма, кормораны уже довольно давно стали головной болью для местных рыбаков. "Они достаточно хорошие ныряльщики, воруют рыбу из сетей, да и сами попадаются в сети", - говорит Симм. По его словам, численность корморанов заметно выросла по всей Эстонии, их колонии портовый капитан замечал также в других портах Эстонии и вблизи них.

Рост численности корморанов подтверждает также орнитолог-эколог Института экологии и географии Тартуского университета Марко Мяги. По его словам, корморанам довольно хорошо живется в Эстонии и их становится все больше. И хотя в последние годы государственного мониторинга корморанов больше нет, считается, что в Эстонии их обитает около 25000 пар. "С 2000-х годов их численность постоянно росла, в том числе в Финском заливе. В северной Эстонии тоже известны места гнездования корморанов", - отмечает Мяги.

Прилетают в Тойла на ночлег

Если вернуться к прибывшим в Тойла корморанам, то они тут не гнездятся, а прилетают кормиться и "переночевать". "Они прилетают посидеть на берегу моря, отсюда удобно вылетать утром в море на рыбалку", - говорит Мяги. Места их гнездования расположены обычно на мелких островах.

У общественности сложилось о корморанах такое представление, будто они настоящие обжоры, уничтожающие в море рыбу, а на земле - растительность. 

Хотя кормораны и в самом деле могут где-то слопать небольшие популяции рыб, в большом плане они все же обжоры не страшные.

Марко Мяги, орнитолог-эколог Института экологии и географии Тартуского университета

Вот и заведующий зоной отдыха северного побережья Чудского озера Центра управления гослесами (RMK) Хейнар Юузе говорит, когда слышит о действующей вблизи парка колонии корморанов, что повод для тревоги есть. "На территории парка мы их, правда, пока не видели, но опыт других мест показывает, что если они обживают какое-то место, то убивают там всё", - отмечает он.

Недобрая слава корморанов преувеличена?

Марко Мяги согласен с тем, что кормораны пользуются у наших людей недоброй славой, хотя и тут речь во многом о мифах. "Не поспоришь с тем, что по образу жизни они довольно неряшливые птицы и зелень они уничтожают быстро, так как их помет очень кислотный. Внешность у них тоже не самая позитивная: черную птицу всегда связывали со смертью, хаосом и разрушениями", - перечисляет орнитолог.

И все же такой негативный образ, по мнению Мяги, несколько преувеличен, пусть даже для рыбаков кормораны действительно как бельмо на глазу. "Хотя кормораны и в самом деле могут где-то слопать небольшие популяции рыб, в большом плане они все же обжоры не страшные". В день корморан съедает до 400 граммов рыбы, но, по словам орнитолога, может сразу проглотить и килограммовую рыбину. Если учесть, что сама птица весит два-три кило, то можно, конечно, поспорить о масштабах ее прожорливости.

По словам орнитолога, ограничение численности корморанов - это прежде всего вопрос этики. Так, в Эстонии для уменьшения численности корморанов рассматривалась возможность опрыскивать их яйца маслом, в результате чего плод не получает кислород и птенцы не вылупляются. "В Дании этот способ применялся очень успешно", - говорит он. Но в этом случае следовало бы принимать меры более долгосрочно. "Корморан не дурак. Если ему в один год в каком-то месте помешают, то он найдет новое место обитания", - говорит Марко Мяги.

На вопрос, может ли популяция корморанов угрожать, например, Орускому парку, орнитолог отвечает утвердительно. "Если они обживут районы, где под угрозой окажутся другие охраняемые ценности, то придется взвесить, не начать ли ограничивать их численность", - отмечает он. 

Кормораны в Тойла - новость для государства

Руководитель отдела организации природоохраны Департамента окружающей среды Тарво Роозе сказал, что для них наличие колонии корморанов на берегу в Тойла - новость. По его словам, это нужная информация, чтобы в дальнейшем и в Тойла тоже вести наблюдение и при необходимости принимать какие-то меры.

Ограничение численности корморанов было установлено государством принятой в 2008 году программой. Исходя из нее, рыбаки при госфинансировании выходили на некоторые острова и опрыскивали птичьи яйца маслом. Однако в последний раз это делалось в 2014 году, а затем интерес к ограничению численности корморанов угас.

Если по оценке орнитологов, численность корморанов может превышать в Эстонии 25000 пар, то Департамент окружающей среды оценил их численность в прошлом году даже в 35000 пар. "Действительно, за последние годы доля их в Эстонии сильно выросла по сравнению с другими странами Балтии, где она и без того была велика", - отметил Тарво Роозе.

По его словам, ограничение численности или отпугивание корморанов вновь встанет на повестку дня в ближайшее время. Например, нынешней весной с разрешения государства отпугиванием корморанов занимались на реке Пярну, где они угрожали популяции рыб. Роозе сказал, что в Евросоюзе корморан является охраняемым на основании птичьей директивы видом, поэтому ограничить их распространение не так уж просто.

Что же делать, если эти морские птицы действительно начнут угрожать находящемуся под охраной Орускому парку?

По словам Роозе, в Эстонии еще не возникало такого конфликта, чтобы из-за корморанов под угрозой оказывались какие-то цели охраны, а если таковой возникнет, то придется оценивать, где и как этих птиц отгонять.

Наверх