В ТЕМНОТЕ СЛУЧАЕТСЯ ВСЯКОЕ Музеи Ида-Вирумаа приглашают окунуться в приключения без электричества

Copy
Экскурсовод шахтного музея Андрус Парк рассказывает в темных шахтных ходах истории, которые кажутся невероятными, но, по заверению бывшего шахтера, они из реальной жизни.
Экскурсовод шахтного музея Андрус Парк рассказывает в темных шахтных ходах истории, которые кажутся невероятными, но, по заверению бывшего шахтера, они из реальной жизни. Фото: Tiina Männe

Экскурсия по темным шахтным ходам, ночные истории о привидениях и удивительное знакомство с заброшенной фабрикой от подвала до башни - ида-вирумааские музеи предлагают пощекотать нервы, заодно экономя электроэнергию, согласно духу времени.

Июльский счет шахтного музея за электроэнергию составил 5800 евро вместо обычных для середины лета 1400-1500 евро. Так что неудивительно, что коллектив музея ищет любую возможность сэкономить электричество.

В качестве нового приключения музей в Кохтла-Нымме приглашает в эксклюзивное путешествие по темным шахтным ходам, надеясь на заряженные телефоны посетителей, которые можно использовать под землей как умный фонарик.

Двигаясь во тьме, посетители попадут в места, которые нельзя увидеть во время обычной экскурсии, и услышат смачные истории о жизни шахты. Например, гид Андрус Парк, работавший шахтером, рассказывает о том, что в советское время на складе взрывчатки должны были работать политкорректные люди, ведь взрывчатку и детонаторы не разрешалось выносить из шахты. Но такое все же случалось.

Как шахтер сажает дерево?

- Скажем так, что если у вас было свое хозяйство и соседи жили в 400 метрах, то ни один шахтер, чтобы посадить яблоню, не брал в руки лопату и не начинал копать яму для яблони. Давайте будем честными, - повествует он.

Более экстравагантный случай связан с кладбищем Рауди.

- За холодную зиму песчаная почва промерзла примерно на полтора метра. Поскольку предстояли похороны шахтера, то можете догадаться, как получили эту яму. Конечно, постарались произвести взрыв очень пристойно, но потом пришлось на грузовиках привезти шесть машин песка, чтобы засыпать могилу. Оказалось многовато.

- Как будто сказки слушаешь, - констатируют тестирующие приключение и признаются, что никогда еще в музее не смеялись полчаса кряду.

- Это не выдумки, это реальные истории, - уверяет Андрус Парк и вытаскивает из рукава шахтерской куртки очередную байку.

Под землей был сам черт!

Проходя мимо аттракциона с черепами, уместно открыть главу о животных.

- Это, правда, коровий череп, но на самом деле в шахтные ходы попадало много разных животных. В этой шахте одним из самых крупных животных под землей был лось, а в шахте "Виру", где я работал, по весне под землю попадало довольно много зайцев. Машинисты поезда любили по утрам брать с собой охотничье ружье - под землей можно было совершенно свободно охотиться на зайцев. Не смейтесь, жизнь в то время была такой, что в магазине мясо не продавали, было проще его самому добыть.

Бывало и такое, что мужчины и не могли пойти на работу, потому что под землей был черт. Такой случай зафиксирован еще во времена довоенной Эстонской Республики.

- Через вентиляционный шурф провалился козел, но он не хотел стоять ногами в воде и забрался на выступ повыше у стены. В свете карбидной лампы глаза козла начали светиться, пригляделись: там еще и рога с бородой. Да это ж черт под землей! Сейчас мы смеемся, а в то время люди были куда более религиозны.

А во что верит сам добродушный гид-рассказчик? "Пожалуй, я верю во множество разных вещей. В то, во что мне хочется. Сегодня в одно, завтра в другое, чтобы красиво было".

Вокруг того, во что верили старожилы Алутагуземаа, вращается вся новая программа Ийзакуского музея "Истории о привидениях в темноте". В разгар летнего дня сотрудникам музея приходится изрядно потрудиться, чтобы затемнить комнаты. А вот ноябрьскими вечерами, когда лучше всего слушать старые истории о привидениях, фон сам по себе является подходящим.

Для храбрости - сердечные капли

- В музее обычно не ходят в темноте, не рассказывают истории, которые могут напугать, и не предсказывают будущее. Но в темноте открывается совсем другой мир.

Приключение подходит для групп и компаний, чем смелее, тем лучше - иначе и самим будет страшно, - представляет руководитель Ийзакуского музея Мари Оолберг.

Перед началом осмотра она предлагает бодрящие сердце капли, подозрительно пахнущие вишневым ликером. "Кто-нибудь чувствует, что его сердце нуждается в экстра-бодрости?" - спрашивает великодушная хозяйка. "Очень хорошо, теперь я чувствую себя смелее", - с благодарностью принимают предложение участники музейной авантюры.

Сотрудница музея Мерике Ваарметс освещает путь фонарем, и можно начинать движение из комнаты в комнату, а также по скрипящей деревянной лестнице. Около чучела волка мы задерживаемся подольше, потому что это лучшее место, чтобы послушать байки о волках. И таких историй много. 

Сотрудница Ийзакуского музея Мерике Ваарметс готова поведать истории о привидениях, которые хорошо подходят для того, чтобы придать интриги ноябрьским вечерам.
Сотрудница Ийзакуского музея Мерике Ваарметс готова поведать истории о привидениях, которые хорошо подходят для того, чтобы придать интриги ноябрьским вечерам. Фото: Tiina Männe

Человек в волчьей шкуре

- Волка боялись и уважали. Имя волка не разрешалось произносить вслух, поэтому у него больше всего прозвищ в сравнении с другими животными. Одно из самых распространенных - серый, но также, например, бирюк и лесная собака. Есть поговорка: что волку в зубы попало, считай - пропало, - начинает повествование Мерике Ваарметс.

Эта поговорка, вероятно, объясняет то, почему старики видели людей, передвигающихся в волчьих шкурах.

- Когда был голод, воровство не было подходящим занятием, но если ты надел волчью шкуру и украл овцу из чужого стада, ты уже был не человеком, а волком и подчинялся волчьим законам. Говорили, что любой может превратиться в оборотня. Для этого необходима волчья шкура и большой камень. Надеваешь на себя волчью шкуру, трижды обходишь вокруг камня и произносишь заклинание: ниух-няух - нос вперед, киух-кяух - шерсть на спину, сиух-сяух - хвост назад.

Помимо волков и оборотней были еще волчьи духи, задача которых заключалась в том, чтобы поймать духи привидений и перенести их в потусторонний мир, где им и место.

- Призраков нельзя путать с душами предков. Души предков всегда поддерживали и помогали, им оставляли еду, их уважали, их не боялись. Призраки были беспокойными духами, и обычно на то была какая-то причина, например, некая тревога в душе, которая не давала им уйти. Почти все похоронные обряды связаны с тем, чтобы человек после смерти не стал привидением, - констатирует Мерике Ваарметс.

Чтобы узнать, какие именно, стоит приехать и послушать на месте во время поминовения душ усопших. 

На Йоальской фабрике надо смотреть под ноги, чтобы не угодить в какую-нибудь дыру.
На Йоальской фабрике надо смотреть под ноги, чтобы не угодить в какую-нибудь дыру. Фото: Tiina Männe

Из промозглого подвала на вершину башни

В то время как Эстонский шахтный музей и Ийзакуский музей по-прежнему предлагают различные программы, в том числе при электрическом освещении, здание Йоальской фабрики пустует уже двадцать лет, а электричества там нет вообще. Но именно "Йоальская фабрика: от подвала до башни" - это новейшее приключение Нарвского музея, которое подходит для посетителей старше 16 лет.

Посещение гигантского здания текстильной фабрики из красного кирпича начинается в темном промозглом подвале. Обязательно использовать защитную каску с налобным фонарем и смотреть под ноги при подъеме этаж за этажом, так как в заброшенном здании есть опасные места.

На Йоальской фабрике, закрывшейся одной из последних, как нельзя лучше сохранилась особая атмосфера предприятия: стены хранят шум прядильных машин, а ступени лестницы до сих пор помнят сотни пар бегущих вверх-вниз ног. В огромных цеховых помещениях до сих пор витает хлопковая пыль.

Ступени, ведущие на водонапорную башню, покосившиеся, но захватывающий вид на кренгольмский комплекс стоит того, чтобы подняться наверх. 

Лучшие приключения Ида-Вирумаа выберут в шестой раз

Новые музейные авантюры участвуют в конкурсе, в рамках которого уездный кластер туризма ищет лучшее новое приключение в Ида-Вирумаа. Всего в конкурсе участвуют семь новых приключений, которые предлагают вырваться из рутины и вызывают эмоции.

Победитель будет объявлен 29 сентября на туристической конференции Фонда развития предпринимательства (EAS) "Hoovõtt", которая пройдет в Нарвском театральном центре "Vaba Lava".

Наверх