"Рихо, ты живешь в будущем, перезвони мне через десять лет", - вспомнил предприниматель в сфере общепита Рихо Леппик слова поставщика кассовых аппаратов, когда несколько лет назад искал, кто претворит его идею в жизнь. И в начале октября свет увидела его третья столовая, где кассира заменяет касса самообслуживания на базе искусственного интеллекта.
ВПЕРВЫЕ В ЭСТОНИИ ⟩ В Ида-Вирумаа открылись умные рабочие столовые (1)
- Это не такая касса самообслуживания, где человек должен сам сканировать товары или нажимать на экран, а система камер определяет, какие товары покупатель выбрал. Покупателю остается только взять еду и оплатить, - пояснил Рихо Леппик. - Больше никаких нажатий кнопок или сканирования. Мы все-таки в 2022 году живем, а не в прошлом веке.
Разглядываем умную столовую на Балтийской электростанции в Аувере. Рихо Леппик действует там как оператор столовой два года; искусственный интеллект взял на себя роль кассира несколько месяцев назад.
- Это интересная система. Поначалу, конечно, у людей возникали вопросы. Но довольно быстро все к ней привыкли, - сказал пришедший на обед старший административный работник Виктор Беззубов. Как клиент он больше всего ценит, что может сам выбирать, что и в каком количестве положить в свою тарелку.
- Сначала автоматическое решение занимало даже больше времени, пока люди к нему не привыкли, но теперь все идет очень гладко, - добавил член правления АО "Enefit Power" Меэлис Гольдберг. - В сущности для клиента большой разницы нет, но это очень круто. Я, к примеру, никогда не верил, что в магазине возможны кассы самообслуживания, так и в столовой.
Быстрее и дешевле
Самое большое изменение от внедрения искусственного интеллекта чувствует организатор питания. "Быстрый и профессиональный обслуживающий может пропустить одного клиента в среднем за 20 секунд. С новым решением это происхоит в четыре раза быстрее", - сказал Рихо Леппик.
Еще более важным является экономия затрат на рабочую силу.
- На большинстве предприятий персонал - это самая большая статья расходов, и больше всего энергии тратится на персонал. Года три назад я пришел к выводу, что это не нормально, если за кассой сидит работник, вбивает цифры и вроде как за ничегонеделание получает зарплату.
Идея обрела более конкретное содержание после опыта в аэропорту. "Выезжая, я заметил, что шлагбаум открывается сам по себе, без ввода парковочного талона в автомат. Я понял, что он определяет регистрационный номер автомобиля. Возникла мысль, что такое решение можно реализовать и в столовой".
В результате поиска такой технологии на просторах Интернета выяснилось, что во всем мире касса самообслуживания использовалась на тот момент только в трех столовых. Одна из них работала в крупной китайской компании.
- Я связался с ними. Но решение, сделанное румынской фирмой-разработчиком программного обеспечения, показалось примитивным, и я подумал, что здесь оно все равно не заработает. Я общался с крупными поставщиками решений кассовых систем в Эстонии, но они не очень поняли, чего я хочу. Я хорошо помню слова одного поставщика кассовых аппаратов: "Рихо, ты живешь в будущем, перезвони мне через десять лет".
Подходящее решение родилось в сотрудничестве с британцами
Рихо Леппика такой ответ не удовлетворил.
- Разразилась эпидемия коронавируса, приоритет был в другом, и эта тема на какое-то время остановилась. Но год назад я снова начал искать решение этой идеи. Тем временем в Англии появилась новая стартап-компания. Я связался с ними, они заинтересовались, и в сотрудничестве с англичанами было разработано решение, которое было адаптировано для эстонского рынка, исходя из моих наблюдений, потребностей и предложений, - сказал Рихо Леппик.
Стоимость искусственного интеллекта примерно эквивалентна годовым затратам на оплату труда одного работника. "В столовых, предлагающих обед, обычно один работник выставляет еду, а другой сидит за кассой. При нашем решении не нужны ни выставляющий еду, ни кассир, а значит, стоимость кассы самообслуживания фактически окупится за полгода", - сказал Рихо Леппик.
В настоящее время в столовой Балтийской электростанции работает один человек, который моет посуду и обеспечивает порядок в зале. Еда готовится на кухне, работащей в Нарве.
По словам Рихо Леппика, его столовые - первые в Эстонии и во всей северной Европе. Балтийская электростанция оказалась первой, но уже не единственной. Столовая с кассой самообслуживания работает и на заводе масел в Аувере, а с начала октября - на заводе "Aquaphor" в Нарве.
Содержание столовых обеспечивает стабильность
Несколько лет Рихо Леппик вместе с "Muna", кафе в Нарвском колледже Тартуского университета, наслаждался одобрением гастрономических критиков и местом в ресторанном гиде "White Guide". Почему предприниматель сферы общественного питания отказался от содержания популярного кафе и вместо этого занялся созданием рабочих столовых?
Член правления ТОО "Autocanteen" Рихо Леппик:
- Ответ прост. Мечта любого профессионального повара - собственный ресторан. Но ресторанный бизнес в Европе - это в основном семейный бизнес, а значит, и не очень прибыльный. По сути, создают себе рабочие места. Мечту о собственном ресторане создает эго: я учился, я занимаюсь искусством и хочу показать его другим. Теперь вопрос в том, занимаешься ли ты искусством и тем самым подпитываешь свое эго, или ты в прямом смысле слова делаешь бизнес.
Если ресторанный бизнес состоит из безумного количества мелких деталей, то столовая проста и неожиданностей гораздо меньше. Я буду знать и через год, что это место открыто по таким-то дням, приходят сюда столько-то людей и так далее.
"Muna", как и большинство других эстонских и европейских мест питания, изменилось. Люди ходят куда-нибудь поесть значительно реже, сейчас еще меньше из-за обстоятельств, вызванных войной. А в столовую по-прежнему ходят часто - привычки питания на работе изменились незначительно. Я хотел спокойствия и стабильности. Ресторан и кафе этого не предлагают.