Украинские военные беженцы увеличивают число жителей и формируют рынок аренды

Кюлли Крийс
, журналист
Copy
В Йыхвиском инфопункте для военных беженцев сейчас останавливаются мало, однако возможные новые волны беженцев вновь заполнили бы этот дом, и к этому надо, по словам Хели Фершель, быть готовыми.
В Йыхвиском инфопункте для военных беженцев сейчас останавливаются мало, однако возможные новые волны беженцев вновь заполнили бы этот дом, и к этому надо, по словам Хели Фершель, быть готовыми. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Прибытие военных беженцев взвинтило цену аренды квартир, и те, кто не нашел хорошо оплачиваемую работу, начинают испытывать трудности с оплатой аренды.

С начала марта в качестве жителей Йыхви зарегистрировались 416 украинских военных беженцев, среди них - 93 ребенка.

Большинство из них проживают на съемной площади, известно руководителю социальной службы волостного управления Сирли Таммисте.

Многие выбрали в качестве места жительства Йыхви, в том числе потому, что в этом самоуправлении можно получить выплачиваемое государством разовое пособие на съем жилья в размере 1200 евро.

- Это повысило у нас цены аренды, ведь сдающие жилье захотели получить по возможности большую часть пособия, - сказала Таммисте.

Например, один из сдающих запрашивает за трехкомнатную квартиру 550 евро в месяц, а другой за крошечную 1-комнатную квартиру - 380 евро в месяц. Это только аренда, добавятся еще и коммунальные платежи.

Из-за искусственно завышенных цен аренды люди уже начинают оставаться в долгу за квартиры, слышала Таммисте.

- По-моему, военные беженцы хорошо адаптировались у нас. Многие ли из них нашли работу, об этом у нас информации нет, но из числа получающих пособие некоторые постоянно выходят на работу, - сказала она.

Для кого-то пособие на аренду может стать бизнес-планом

Население Кохтла-Ярве военные беженцы увеличили на 626 человек, среди них - более 150 детей.

Прожиточное пособие получают около ста семей - это чуть меньше трети всех городских получателей прожиточного пособия.

- Эта цифра может в ближайшие месяцы вырасти, - указала вице-мэр социальной службы Эвелин Данилов на рост всех коммунальных услуг и в первую очередь - на начавшийся отопительный сезон.

- Военные беженцы в общем случае большие молодцы и довольно быстро устраиваются на работу, если есть возможность, - отметила она. - Проблемы поменьше, как, например, с продуктами или лекарствами, мы решали в текущем порядке. Если какой-нибудь сдающий в аренду пытался, нарушив закон, например, трижды в месяц повысить аренду, то мы оказывали съемщику юридическую поддержку.

Договор о пособии на аренду город Кохтла-Ярве с государством еще не заключил, поэтому цены аренды здесь до сих пор тоже были, пожалуй, более разумными.

Сдающие жилплощадь в аренду очень ждут заключения этого договора. Данилов опасается, что им могут начать злоупотреблять.

- Закон не возлагает на сдающего в аренду каких-либо обязательств в связи с пособием, так что в принципе он после после получения пособия может расторгнуть договор найма, предварительно уведомив об этом арендатора за месяц, и пустить на эту же площадь следующего арендатора-беженца и через него пять получить пособие, - видит она возможную угрозу. Выселенному же из квартиры арендатору придется тогда уже без всякого пособия искать себе новое жилье.

Работу ищут более пятисот военных беженцев

Из стоящих на учете в Ида-Вирумааском отделении Кассы по безработице 6300 безработных 583 - это люди, бежавшие от войны в Украине

С начала марта через Кассу по безработице прошли 1205 таких человек, то есть с учета снялись около половины.

- Из них 381 человек сообщил нам, что нашел работу, пять стали предпринимателями, 21 поступил на учебу и шесть вышли на пенсию по старости, - перечислила руководитель отделения Аннеки Теэлахк.

Какая-то часть военных беженцев переехала из Ида-Вирумаа куда-то еще.

Работу находили главным образом в перерабатывающей промышленности, далее идут строительство, торговля, гостиничый бизнес и общепит.

Теэлахк сказала, что на сегодня военные беженцы ознакомились со здешним рынком труда и поняли, что не обязаны принимать первое же предлагаемое рабочее место, а могут выбирать.

- Работодатели говорили, что гонка зарплат началась, это видно и по нашим предложениям о работе: зарплату до 749 евро предлагают только в 15 процентах вакансий, а в 67 процентах предлагается работа выше 1000 евро.

Количество пересекающих границу за неделю сильно сократилось

За последнюю неделю количество пересекающих границу сильно сократилось, сказала руководитель команды Идаского региона отдела кризисного реагирования Департамента социальной защиты Хели Фершель, что сейчас ситуация довольно спокойная.

Йыхвиский инфопункт, который в состоянии предоставить первичный ночлег 30 людям, еще около недели назад был постоянно полон, а теперь в нем меньше десяти человек. Такое же положение в других подобных инфопунктах.

- Вероятно, люди следуют сейчас в Европу другими маршрутами, однако могут возникнуть новые волны, и мы к этому готовы, - подтвердила она, что инфопункты закрывать не планируют.

Новые волны могут, по словам Фершель, вознинуть как из-за активизации Россией военных действий, так и из-за холодной зимы.

В Эстонии проживают сейчас более 60 тысяч военных беженцев (отдельных данных об Ида-Вирумаа у Фершель нет), из них 3480 - в предлагаемом государством кратковременном размещении, в том числе 70 - в спа-отеле в Тойла. 

Имре ХАРДЫКАЙНЕН, маклер "Pindi Kinnisvara":

Имре Хардыкайнен.
Имре Хардыкайнен. Фото: Peeter Lilleväli / Põhjarannik

- Если раньше рынок аренды во многом колебался в соответствии со строящимися в городах крупными объектами и прочими сезонным работами, то нынче на него ощутимо повлияли приехавшие в Эстонию из Украины после 24 февраля люди. Они арендовали значительную часть съемных квартир, поэтому цены аренды выросли по сравнению с прежними годами в два-три раза. Наиболее ощутимо это влияние в городах: в Йыхви, Кохтла-Ярве и Кивиыли. В сельской местности, где необходимая инфраструктура - школы, детсады, магазины - расположена подальше, да и квартир предлагается меньше, количество сделок по купле или аренде не изменилось.

Квартиры покупали лишь единичные приехавшие из Украины люди, большинство прибывших надеялись все же уехать вскоре обратно.

Недвижимость часто покупали для дальнейшей сдачи в аренду, приезд беженцев и очень активный рынок аренды наверняка повлияли на решения о покупке, да и предложений об аренде было больше среднего. Если весной снимали более-менее все предлагаемое, независимо от цены и состояния, то на сегодня рынок аренды уменьшился, цены стабилизировались и иногда даже снижаются. Желающие снять жилье уже выбирают населенные пункты - приславшие мне запросы предпочитали в последние недели, скорее, Йыхви, - да и цена аренды и состояние квартиры теперь важнее, чем несколько месяцев назад.

Ханнес ХАЛЛИК, маклер бюро недвижимости "Uus Maa":

Ханнес Халлик.
Ханнес Халлик. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

- Военные беженцы, независимо от региона, увеличили спрос на съемные квартиры, это повысило цены предложений на рынке аренды и уменьшило количество предложений, ведь практически все, что поступает на публичное предложение, уходит. Такой процесс согласуется с рыночной логикой, но сейчас этому сопутствует одно "но". А именно: сдающие в аренду зачастую отдают предпочтение тем военным беженцам, которые в состоянии под давлением обстоятельств платить больше, чем местные люди. К тому же государство через местные самоуправления приходит на помощь военным беженцам, выплачивая им пособие на аренду жилья. Исходя из вышесказанного, речь идет, по моей оценке, о, так сказать, искажении рынка.

Цены аренды выросли, однако на цену недвижимости приток военных беженцев не повлиял. Конечно, местные люди иногда покупают жилье для своих прибывших из Украины родственников, но к повышению цен это не привело, ведь сделки совершаются с более дешевой недвижимостью.

Комментарии
Copy
Наверх