Кармен Лепп пришла на финиш соревнования на выносливость, проходившего в Алутагузеском национальном парке, утром, последней из участников, проведя в пути около 20 часов. Преодолевшая 101 километр женщина отнеслась к состязанию как к закалке духа перед попыткой вновь стать обладательницей рекорда Эстонии в 24-часовом забеге среди женщин.
Сто километров испытаний в лесах и на болотах Алутагузе
Пронизывающий холод, глубокие сугробы, непроглядная темень - именно в таких условиях проходила большая часть соревнования на выносливость "Taliharja vanakuri".
"Я прошла это страшно тяжелое испытание до конца. Жизнь - это приключение!" - написала Кармен Лепп в воскресенье в своем блоге. За несколько часов до этого она дала интервью "Северному побережью", а перед ним подкрепилась супом, попарилась в бане и недолго полежала на скамье. Затем из Паннъярвеского центра оздоровительного спорта она взяла курс на свой отчий дом в Авинурме, где приглядывали за ее дочкой, а после поехала домой в Тарту.
Преимущество догоняющего
Лепп подтвердила, что ее целью на соревновании было уложиться в 24-часовое контрольное время, и ей это удалось. "Это состязание благодаря снегу стало хорошим опытом. Хочу когда-нибудь попробовать снова, но тогда я не стану утепляться. В этот раз мне было слишком жарко, и я в основном шла пешком, потому что просто не могла бежать".
У догоняющего было хотя бы то преимущество, что в снегу уже были проторены дорожки и не приходилось прокладывать путь самому. Помогло и то, что удалось "сесть на хвост" знакомому ориентировщику. "Сама я ориентироваться не умею, - призналась Лепп, коньком которой являются ультрамарафоны. - Первый опыт был в 2016 году в Ийзаку, когда я за 24 часа пробежала 153 километра".
Лепп также являлась обладательницей рекорда Эстонии в 24-часовом забеге среди женщин, который она попытается снова оформить на свое имя в феврале в Эспоо. Соревнование "Taliharja vanakuri" было тренировкой духа и частью подготовки.
- Это состязание также было отличной жиросжигающей тренировкой. У товарища по состязанию часы показали почти 100000 шагов. Теперь можно несколько дней ничего не делать, - усмехнулась Лепп.
В повседневной жизни для ультрабегуньи тренировкой сейчас является работа. "Я знаю, что многие тренируются, наращивая километраж, но я работаю в магазине и провожу на ногах по 12 часов кряду, так что после не до тренировок. Когда налажу режим сна и сброшу вес, начну соблюдать составленную для меня беговую программу".
Что придавало храброй женщине энергии в ходе зимнего экстремального состязания? "Я съела полпалки копченой колбасы, что не совсем обычно, и энергетические гели. Вдобавок 100 граммов темного шоколада, орехи и изюм. И не позволяла себе думать о том, чтобы сойти с дистанции", - отметила Лепп.
Тяжелые моменты проходят
К участию в снежном суровом испытании допускались только опытные ультраспортсмены. Тартусец Андрес Паэ любит сверхдлинные горные марафоны и катание на лыжах. Именно на лыжах он преодолел дистанцию этого соревнования, добравшись до финиша в начале второго ночи.
- Мне такие мероприятия очень нравятся, к тому же в Алутагузе неподражаемая природа. Ею стоит насладиться, особенно ночью. Кажется, что много и далеко не увидишь, но на самом деле увидишь, и вид совсем не такой, как днем.
Быстрее всех финишировали велосипедисты
Участники состязания "Taliharja vanakuri", дистанция которого составила 101 километр, были поделены на три соревновательных класса в зависимости от способа передвижения: пешком, на лыжах или на велосипеде. Первыми на финиш пришли ехавшие на велосипедах в паре Андрей Грищенко из Таллинна (время 10:51.20) и Иво Сильд из Тартумаа (время 10:51.21).
Из числа лыжников первыми спустя почти 50 минут до финиша добрались проходившие дистанцию вместе Тийт Пекк и Лаури Малсроос, которые в общем зачете заняли четвертое и пятое места. Среди бегунов быстрее всех оказался Лейво Сепп (время 12.45.20), который тоже вошел в первую десятку общего зачета.
Паэ добавил, что он с удовольствием преодолевает длинные дистанции в одиночку, но по ходу соревнования порой появляются попутчики, "с которыми мы движемся в одном темпе и с кем можно поговорить обо всем на свете".
- На таком соревновании нет спешки, нет такого, что постоянно задыхаешься. Важно разумно распределить свои силы. Ключевой вопрос - выносливость и поддержание мотивации. Тяжелые моменты проходят, и тогда снова все кажется прекрасным и эмоции бьют через край.
Как Паэ себя чувствовал в воскресенье в полдень? "Скажем так, покататься на лыжах пока не тянет", - признался Паэ, который выбрал для восстановления сил катание на санках с ребенком, поскольку вся его семья приехала с ним в Алутагузе.
"Боль забывается"
Главный организатор зимнего соревнования на выносливость "Taliharja vanakuri" Сильвер Ээнсаар констатировал, что хотя дистанция состязания составила 101 километр, в недавно созданном Алутагузеском национальном парке многое осталось неувиденным, поэтому есть повод сюда вернуться.
- Старт был дан в субботу в полдень в Алайыэ, финишную зону закрыли спустя 24 часа в Паннъярве. Удалось ли вам самому ночью хоть ненадолго сомкнуть глаза?
- Я лег спать в полдевятого утра (интервью состоялось двумя часами позже. - Ред.). Прошлой ночью было так же.
- Что тяжелее: провожать экстремалов в путь и встречать на финише в качестве организатора или самому преодолевать дистанцию?
- Трудно сказать. В повседневной жизни я работаю юристом, но мне нравится устраивать на природе что-то слегка экстремальное. Для меня это и не работа, а скорее хобби.
- Но в Эстонии такие соревнования, как правило, и организуют в порядке хобби?
- Скорее да. Организацией спортивных состязаний на жизнь не заработаешь, разве что только очень крупными мероприятиями, такими как Тартуский марафон. Но в случае соревнований поменьше ты не можешь назначить цену за свой труд, потому что в таком случае плата за участие была бы очень высокой (в этот раз плата за участие начиналась с 40 евро. - Ред.).
Это камерное мероприятие, максимум пятьдесят человек, иначе дело может выйти из-под контроля. Условия были все же достаточно экстремальные: толщина снежного покрова до 60 сантиметров, ночью температура упала до девяти градусов мороза. Если у тебя вдруг люди в пяти разных местах попадут в беду, то как их вызволить?
- Приходилось ли в этот раз кого-нибудь спасать?
- Был один превентивный звонок: человек попросил, чтобы перед самой густой чащей его забрали, так как энергия иссякла. Это было в районе 70-го километра.
Были и те, кто сошел с дистанции в центральном лагере в Ийзаку, где находился единственный за всю дистанцию пункт питания. Но по крайней мере до этого места добрались все и получили медаль (организаторы полушутя назвали преодоление половины дистанции "мягкой" версией состязания. - Ред.).
- Вы как опытный спортсмен-экстремал очень хорошо знаете, какие испытания приходится переносить на подобных соревнованиях, но вы снова и снова это делаете. Почему?
- Тяжелые испытания увлекательны. Они отличаются от того, чем ты занимаешься в обычной жизни, и ты оказываешься в таких местах, куда иначе бы не попал.
На финише многие говорят, что больше никогда этого не повторят. Но такова человеческая натура: проходит день, два, и вот уже думаешь, что это было круто. Затем проходит неделя, и думаешь: "Черт, это была одна из самых классных вещей, что я сделал в этом году!". Затем возникает мысль попробовать что-нибудь потяжелее. Боль забывается и на первый план выходят наиболее яркие моменты.
- Каков ваш календарь соревнований в этом году?
- Я увлекаюсь ориентированием (в беговом ориентировании Ээнсаар завоевал два золота чемпионатов Эстонии. - Ред.), рогейном (в рогейне трижды становился чемпионом мира), бегом на сверхмарафонские дистанции (является обладателем рекорда Эстонии в 24-часовом забеге - 232 километра), приключенческими гонками.
Последние десять лет я в составе команды из четырех человек участвую в экспедиционных гонках по всему миру. На этих соревнованиях есть карта и контрольные отсечки, но дистанции сверхдлинные, до тысячи километров, и некоторые состязания длятся целую неделю. Трассу проходят различными способами: некоторые отрезки пешком, некоторые на лодке или каяке, некоторые на велосипеде. Мы участвовали в таких соревнованиях на всех континентах, за исключением Антарктики.
Следующее состязание состоится в марте в Северной Индии. Летом наша команда пересечет Скандинавский полуостров по направлению из Швеции в Норвегию. В сентябре будет одно очень крупное мероприятие - "Eco-Challenge". Это реалити-шоу, которое вернется на телеэкраны спустя много лет, и пройдет оно на островах Фиджи в Тихом океане. Приз за первое место - 100000 долларов.
Мы подали заявку, и организаторы связались с нами. Участников отбирают из числа 50 национальных команд, и в феврале станет известно, кого возьмут, а кого нет.
Чемпионат мира по приключенческим гонкам нынче состоится в Шри-Ланке. В прошлом году он прошел на острове Реюньон, там мы заняли пятое место из примерно 70 команд. Это один из лучших наших результатов.
- С учетом того, насколько далеко от Эстонии проходит большинство соревнований, на это уходит, должно быть, уйма денег.
- На крупных соревнованиях выставляют денежные призы. Сильнейшие отбивают какую-то часть расходов. Мы к этому более-менее близки - в последние годы не приходилось очень много доплачивать. Для меня это не только спортивный вызов, но и возможность попутешествовать и увидеть разные места.
- В этом году соревнование "Taliharja vanakuri" вы организовали в Ида-Вирумаа, обосновав свой выбор тем, что это не столь хорошо изведанный край и здесь находится новейший эстонский национальный парк. Манит ли этот регион обратно?
- Несомненно. Алутагузеский национальный парк огромен и очень интересен, и в этот раз многие места охватить не удалось: Селисоо, Пухату, Поруни. Глинт тоже очень впечатляющая и особенная для Эстонии природная достопримечательность.