Cообщи

"Sebe" требует недополученный билетный доход через суд

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Юллар Кальюсте (слева), Малле Рауд и Хуго Осула считают, что соглашение о внесении изменений в договор, заключенное с центром общественного транспорта, остается в силе.
Юллар Кальюсте (слева), Малле Рауд и Хуго Осула считают, что соглашение о внесении изменений в договор, заключенное с центром общественного транспорта, остается в силе. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

АО "Sebe", которое на минувшей неделе подало в суд на Ида-Вируский центр общественного транспорта, мотивы своего решения объяснило на пресс-конференции во вторник.

Семь лет назад выигравшее конкурс госпоставки АО "Sebe" заключило с Ида-Вируским уездным управлением договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок сроком на восемь лет.

По договору перевозчику вдобавок к прочим компонентам выплачивали часть собранного с пассажиров билетного дохода. Такой договор мотивировал перевозчика увеличивать число пассажиров, чтобы таким образом заработать больше дохода.

- Было большим риском прогнозировать, насколько мы сумеем увеличить доход от продажи билетов благодаря улучшению обслуживания, - констатировал собственник АО "Sebe" Хуго Осула.

Наращивать билетный доход у "Sebe" получалось хорошо: фирма была единственным в Эстонии перевозчиком, которому удавалось постоянно зарабатывать на билетах больше заложенного в договоре. Половину от суммы превышения "Sebe" забирал себе, другая половина доставалась государству. Тем перевозчикам, которые не добирали до минимальной ставки, государство компенсировало половину недобранной суммы.

Все было хорошо до тех пор, пока бесплатный общественный транспорт, запущенный с июля прошлого года, не обнулил доход от продажи билетов.

Тем перевозчикам, чей билетный доход был ниже минимальной ставки, Департамент шоссейных дорог (ДШД) как представитель государства отныне компенсировал весь недобор. "Sebe", единственный, кто раньше превышал установленный минимум, не получил от государства никакой доплаты, притом что потерял дополнительный доход, который прежде постоянно зарабатывал сам.

ДШД не признает изменения

"Sebe" предвидел проблемы и попытался их предотвратить. Вместе с Ида-Вируским центром общественного транспорта, к которому договор перешел после ликвидации уездной управы, в июне подписали соответствующее новым условиям соглашение о внесении изменений в договор, согласно которому Департамент шоссейных дорог должен был компенсировать автобусной фирме билетный доход, который не удастся извлечь из дальнейшего роста числа пассажиров.

Хуго Осула сказал, что давно работающее в Ида-Вирумаа АО "Sebe" хорошо знает особенности местной сети линий и логистики, однако настолько большого роста числа пассажиров - в летние месяцы оно удваивается - предвидеть не мог никто.

Поскольку содержание изменений, внесенных в договор, полностью обнародовано не было - Осула лишь отметил, что сумма изрядно отличается от названных Департаментом шоссейных дорог 1,5 миллиона евро, - можно лишь предполагать, что столь резкий рост числа пассажиров послужил одной из причин того, почему ДШД в августе признал эти изменения юридически ничтожными.

- Центр общественного транспорта имел все полномочия для заключения этого договора, - заявила финансовый руководитель "Sebe" Малле Рауд. - В суде мы хотим выяснить, на каком основании Департамент шоссейных дорог имел право в качестве третьего лица еще раз изменять поправки к договору.

Рауд отметила, что законодательство не регулирует достаточно четко, как следует рассматривать договор "Sebe" в новых условиях, а ДШД не хочет брать на себя ответственность самостоятельно делать какие-либо расчеты.

Поскольку "Sebe" считает, что утвержденные в июне изменения к договору по-прежнему в силе, то фирма подала в суд на центр общественного транспорта как другую сторону договора, которая не выполнила свои финансовые обязательства, проистекающие из договора.

С ростом нагрузки увеличились и расходы

- Мы предвидели, что на маршрутах, проходящих через наиболее крупные города, число пассажиров вырастет, и были готовы выпустить на линии дополнительные автобусы. Однако столь резкий рост числа пассажиров имел три нюанса, - сказал член правления "Sebe" Юллар Кальюсте. - Во-первых, нагрузка водителей автобусов очень сильно выросла и пострадала безопасность поездок. Во-вторых, выросла нагрузка на автобусы; увеличился расход топлива, выросли расходы на ремонт, автобусы подвергались вандализму и замусориванию. В-третьих, не было предварительно проанализировано использование дополнительных автобусов, которые были крайне необходимы в первые месяцы, и соответствующие регуляции были разработаны только в октябре.

По словам Малле Рауд, "Sebe" неоднократно пытался найти компромисс с ДШД. "Мы вели переговоры, наверное, со всеми отделами Департамента шоссейных дорог. По-человечески нас местами понимают, но официальный ответ всегда отрицательный".

- Складывается такое впечатление, что предприятие наказали за эффективную деятельность, - констатировал Хуго Осула. - Я понимаю, что ситуация действительно сложная. Будет правильно, чтобы суд помог нам найти верный путь.

Срок действия договора на осуществление пассажирских перевозок с "Sebe" истекает 31 января следующего года.

- Мы обязательно продолжим работать до конца действия договора, - пообещал Осула. - И обязательно примем участие в новом тендере.

Три вопроса в судебной тяжбе

  • Являются ли правомерными и действительными утвержденные 15.06.2018 изменения к договору между АО "Sebe" и Ида-Вируским центром общественного транспорта.
     
  • Является ли правомерным и действительным приказ Департамента шоссейных дорог от 21.08.2018, которым департамент хотел изменить договор в одностороннем порядке, без согласия контрагентов.
     
  • Обладает ли Департамент шоссейных дорог в принципе компетенцией, чтобы вмешиваться и изменять, опираясь на нормы изменения административного договора, существующий договор, который, несмотря на наличие возможных признаков административного договора, содержит в значительной мере также частноправовые элементы.

Наверх