На конкурсе моды "Creative Narva", победители которого были объявлены 13 января при полном аншлаге показе мод в нарвском театральном центре "Свободная сцена", третье место занял бренд "Formés", дизайнерами которого являются нарвитяне Олег Трофимов и Мария Осиповская (31). "Северное побережье" задалось целью выяснить, как нарвская девчушка стала деятелем мирового уровня.
"Публика видит только красоту, а не пот, кровь и слезы, которые могут за этим стоять"
- Перед интервью мы обсуждали, на каком языке будет удобнее разговаривать.
- Мой муж Антон всегда говорит, что эстонский у меня отличный. Но "отличный" - это его любимое эстонское слово применительно ко всему. Я ведь прошла эстоноязычное обучение в Тартуском университете.
- Ты не работаешь по специальности, но не могла бы ты рассказать о своем образовании?
- Я изучала ландшафтную архитектуру - у меня бакалаврская степень. По специальности не работала ни дня, но приобретенные навыки/знания очень кстати. Все сферы, где я работаю, связаны друг с другом, и я даже счастлива, что училась именно по этой специальности. Во-первых, у нас были очень классные преподаватели и мы учились по новейшей учебной программе, которая была чуть ли не экспериментальной. Упор был не на садоводстве, а именно на архитектуре, городском планировании, и это очень развивало пространственное мышление. Нас постоянно ставили в различные ситуации и давали описания различных случаев. К примеру, группу делили пополам, одна половина должна была придумать, что сделать при условии больших финансовых возможностей и использования определенных материалов; у другой половины был, наоборот, маленький бюджет. Мозгу не позволяли быть в зоне комфорта, и… это помогало!
Я родом из Нарвы, и поэтому поначалу в Тарту, который, так сказать, насквозь эстонский город, было очень тяжело. На первых порах понимала в лучшем случае 30 процентов сказанного. К счастью, материалы всех лекций присылали также в письменном виде на э-почту. Также я поняла, насколько важно сперва выучить терминологию. В Нарве только эстонским языком точно не обойтись, и поэтому там нет возможности для языкового погружения. Неместные эстонцы порой удивляются незнанию языка - люди учатся, но русскоязычные не станут ведь просто так говорить друг с другом на иностранном языке. Наш мозг устроен таким образом, что нейроны ищут наикратчайший путь.
МАРИЯ ОСИПОВСКАЯ:
- Я из того поколения, которое в детстве смотрело "Fashion TV".
- Что же нужно делать на государственном уровне для того, чтобы положение эстонского языка и менталитета в Нарве улучшилось?
- Мы думали об этом в семье и считаем, что наверняка помогло бы, если бы сюда перевели больше государственных учреждений. Например, перевести в Нарву Министерство внутренних дел или Министерство обороны; чтобы на месте эстонцев было во много раз больше. Тогда эстоноязычная община будет развиваться. Местные жители не против эстонского менталитета, но пока нет возможности с ним соприкоснуться.
- Ты упомянула своего мужа. Не могла бы ты и его представить читателям?
- Антон по образованию маркетолог. Мы поженились пять лет назад. Сначала познакомились, а затем начали вместе заниматься бизнесом. У нас есть фирма "Brand Effect", которая занимается брендингом, маркетингом, мы консультируем предприятия. Клиенты как местные, так и из других стран Европы, а также из России. Мы помогаем предприятиям разной величины, к примеру, в вопросах рекламы или удовлетворенности клиентов, чтобы они продавали успешнее. В маркетинге зачастую не умеют смотреть на вещи глазами клиента, и это тормозит успех. Мы проходим с клиентами путь от концепции до результата.
- Ты рассказала о своем образовании ландшафтного архитектора, но где ты приобрела навыки графического дизайна и брендинга?
- Существуют разные компьютерные программы, и я, работая с ними, еще будучи ребенком усвоила много необходимого. В какой-то момент практически все мои сверстники, к примеру, работали в "Photoshop". Это помогло мне в университете, и там я развивала эти навыки. После университета не знала точно, куда идти дальше - осознавала, что планирование городов в нашей маленькой стране - не особо перспективное направление. Можно сказать, что во многом я самоучка; интернет в наше время - это огромный ресурс, нужно только уметь черпать из него. Сейчас можно построить дом, получив все необходимые для этого сведения из интернета.
- Как так получилось, что ты со своим брендом "Formés" приняла участие в конкурсе моды "Creative Narva"?
- Услышала об этом конкурсе от исполнительного руководителя фонда "Prototron" Яны Павленковой, с кем мы и так профессионально сотрудничаем. Я больше специализируюсь на брендинге, но мода меня всегда очень привлекала. Еще в девятом классе я выиграла награду журнала "Семь Дней" за модные иллюстрации. К тому же я из того поколения, которое в детстве начало смотреть по кабельному телевидению канал "Fashion TV" - вдобавок к "MTV". Юную девчонку, разумеется, завораживали супермодели и мода. Пару лет назад я также училась в Санкт-Петербургской академии моды, ее аббревиатура SPBWA. Там давали знания, которые пригодятся именно в фэшн-индустрии. Дизайнеры делают многие вещи, основываясь на своих личных познаниях, и делают неправильно. Два с половиной месяца обучения в академии были очень полезными, там я получила теоретическую базу.
И вдруг… такая возможность поучаствовать в конкурсе! Я поняла, что мой звездный час в этой области, может быть, настал - я сделаю что-то своими руками и это представят на дефиле. На ознакомительное мероприятие я пошла без надежд и ожиданий, но с целью найти команду. Меня пригласили в одну команду, но наши идеи не совпали. Затем я встретила молодого виолончелиста Олега Трофимова (20), он был одет по моде, и я поняла, что он чувствует, что актуально именно сейчас. Подошла к нему, и он с радостью согласился присоединиться - мы вместе являемся дизайнерами коллекции. Фотограф нашей команды - Анастасия Волкова (27), которая также была фотографом победившего бренда - тартуской команды "KUUL Design".
- Как появилось название "Formés"?
- Мы думали над ним долго. При создании коллекции мы вдохновлялись деконструкцией. К примеру, в одном костюме использовали пиджак следователя милиции, принадлежавший отцу Антона, - он стал частью платья. В настоящее время в женской моде вновь появились более маскулинные тренды - это может проистекать из потребности в защищенности. В качестве названия команды мы выбрали французское слово "formés", которое можно перевести как "в форме". Печально, что даже многие коллеги не могли правильно произнести наше название. Занимаясь брендингом, я знаю, насколько важно правильное название продукта. В названии может заключаться определенный секрет, угадываемый интуитивно, но не должно быть так, что название ни с чем не ассоциируется - тогда оно сразу забудется.
- Какое впечатление произвел конкурс в целом и в более широком плане?
- Думаю, что это идеальный кнут и пряник для дизайнеров по всей Эстонии, а для Нарвы, в свою очередь, уникальное предприятие. Проект удался, потому что интерес был огромным. Многие захотели испытать себя в достаточно напряженных условиях, сделать что-то новое и выступить в совершенно новом месте, коим является нарвская "Свободная сцена". Для многих это была возможность сделать то, о чем они давно мечтали. Многие, кто пришел участвовать, даже не догадывались, какого напряжения требует эта работа. Публика видит только красоту, а не пот, кровь и слезы, которые могут за этим стоять.
- Ты и сама выглядишь как модель. Есть ли у тебя опыт в этой области?
- Особо нет - была моделью пару раз, да и то только на фотографиях.
- Какая энергия, на твой взгляд, характеризует Нарву?
- Сейчас здесь уже появились некоторые возможности для молодежи. Есть программы стартапов, куда можно обратиться со своей идеей, и там помогут развить бизнес. В свое время этого не было. Сейчас, безусловно, вдохновляет такое место, как нарвская "Свободная сцена", но таких мест могло бы быть гораздо больше - если хотят, чтобы местная молодежь не уезжала. Но по моему опыту, нужно получить образование и затем некоторое время пожить в других местах, чтобы вернуться с более широким кругозором. Помимо Тарту у меня есть опыт жизни во Флоренции и Лондоне.
Жизнь дома, в так называемых тепличных условиях, не развивает. Когда ты вылетаешь из гнезда, то приходится самому принимать решения. К примеру, мой брат отправился изучать юриспруденцию в Брюссель. Это был настоящий вызов, и теперь он живет в Лондоне. Но чтобы люди возвращались, в родном краю должно быть нечто очень привлекательное. В "Instagram" видно, как развивается молодежь, живущая в Нарве, и те, кто отсюда уехал. Есть много молодых людей, которые горят ярким пламенем. Важно найти свое дело, которое увлекает и где можно применить свои таланты.