Репинский и Эаст в очередной раз подвели йыхвисцев

Айвар Сурва
, член Йыхвиского волостного собрания, Партия реформ
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Айвар сурва, член Йыхвиского волостного собрания, Партия реформ.
Айвар сурва, член Йыхвиского волостного собрания, Партия реформ. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

После принятия бюджета Йыхвиской волости на 2019 год говорилось о том, что оппозиция может запросить у канцлера права Эстонской Республики Юлле Мадизе мнения относительно соответствия бюджета закону. Запрос канцлеру отправлен, и мы ждем ответа. Поскольку Закон об организации местного самоуправления (KOKS) и Закон о финансовом управлении единиц местного самоуправления (KOFS), регулирующие требования к составлению и рассмотрению волостного бюджета, - это законы, находящиеся в сфере ответственности Министерства финансов, и после упразднения уездных управ надзор за соблюдением этих актов осуществляет министерство, то мы запросили также у него мнения относительно порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Йыхвиской волости на 2019 год.

Проект бюджета Йыхвиской волости на 2019 год впервые был направлен членам волостного собрания в конце ноября 2018 года. То есть, как и предусмотрено законом, минимум за месяц до начала нового финансового года. В первом чтении, состоявшемся на заседании волостного собрания 20 декабря 2018 года, вопросов не возникло, поскольку материал был достаточно свежим и требовал проработки. К тому же предложения обычно и подают ко второму чтению. Правда, на заседании не договорились о сроке внесения предложений о поправках. В протоколе сказано, кто и каким образом может подать предложения, но к какому сроку - это решено не было, хотя этого требует часть 5 § 41 Устава Йыхвиской волости. Согласно этому же пункту, в ходе рассмотрения предложения должно быть представлено мнение волостного управления, чего во втором чтении сделано не было.

При дальнейшем рассмотрении бюджета выяснилось, что в Йыхвиской волости отсутствует порядок составления, утверждения, исполнения и изменения бюджета, который, согласно пункту 5 части 1 § 8 KOKS, должен быть отражен в уставе волости или оформлен в качестве отдельного порядка. Председатель волостного собрания, правда, в начале нового года разослал сообщение, что предложения принимаются до 7 января, но, к сожалению, это было не в его компетенции.

Кажется, что как у руководителя Йыхвиского волостного управления, так и у главы волостного собрания свое понимание эстонского законодательства, которое пытаются подогнать под свои желания.

Я не знаю, работала ли коалиция над бюджетом в период между двумя чтениями, и если да, то каким образом, но с членами оппозиции мы несколько раз обсуждали возможные предложения о поправках и в случае возникновения вопросов консультировались с финансовым руководителем волостного управления. 

Второе чтение должно было значиться в повестке дня 24 января 2019 года, и поскольку срок внесения предложений о поправках установлен не был, мы решили внести их непосредственно перед заседанием волостного собрания. Каково же было наше изумление, когда 18 января, в обычное время перед очередным заседанием волостного собрания, членам собрания разослали совершенно новый проект бюджета, без ссылок на какие-либо предложения о поправках.

И на этом неразбериха не закончилась: 22 января, за два дня до заседания волостного собрания, разослали еще "более новый" проект, который, в свою очередь, был существенно изменен. Утром 24 января на э-почту пришла переданная по просьбе председателя волостного собрания выписка из предложений о поправках, которая к этому времени поступила в канцелярию волостного собрания. Уже после первой версии нового проекта я связался с председателем волостного собрания и сделал предложение, которое повторил и на заседании волостного собрания: проголосовать по всем предложениям о поправках или волостное управление как автор забирает предыдущий проект и снова вносит проект бюджета Йыхвиской волости на 2019 год. К сожалению, этой возможностью не воспользовались.

Самым большим знаком вопроса было взятие обязательств. Если в проекте, прошедшем первое чтение, содержалось намерение взять заем в размере 700000 евро, то во втором чтении увеличение обязательств не было упомянуто ни в одном предложении, хотя в нескольких местах в качестве источника финансирования было указано "за счет займа". Я несколько раз задавал вопрос, в какой сумме намереваются взять заем, но мне отвечали, что все уже прописано в новом проекте (в новом проекте в итоге указана сумма 1380000). Также вызвало вопросы то, как волостное управление могло изменить инвестиционные планы в обход как волостной программы развития, так и бюджетной стратегии (самое большое изменение касалось строительства стадиона Йыхвиской русской основной школы, которое предусматривалось выполнить в 2020-2022 годах, однако неожиданно было внесено в бюджет 2019 года). В период между двумя чтениями бюджета инвестиции увеличили в общем в два раза: в первом чтении - 1466000 евро, во втором - 2878000 евро.

Вызвали вопросы и некоторые решения о выделении денежных средств. Самым спорным было выделение 30000 евро НКО "Jõhvi Noorteparlament". Это некоммерческое объединение было создано 5 декабря 2018 года, хотя бюджет был представлен волостному собранию к 1 декабря, и единственным членом правления назначен член волостного собрания, прошедший в собрание в качестве замещающего члена волостного старейшины. Мы попытались объяснить, что создать молодежное собрание при волостном собрании можно в соответствии с Законом о работе с молодежью, но волостной старейшина ответил, что в Йыхви просто делают иначе. Как уже бывало раньше, при необходимости просто создают для своих людей рабочие места. И то, на основании какого порядка избраны члены молодежного собрания, так и остается непонятным. По закону этот порядок устанавливает волостное собрание, однако этого до сих пор не сделано. Также осталось непонятным, почему в резервный фонд направили 100000 евро. Раньше в резерве было 30000 евро, и бывали годы, когда траты из резервного фонда составляли 0 евро. Нынешняя управа щедро раздает деньги на всевозможные проекты. Почему это нужно делать за счет резерва? Если проект состоятельный, то деньги ведь можно выделить из соответствующей сферы. Очевидно, эти проекты просто не квалифицировались бы и остались бы без финансирования. Однако волостной старейшина сейчас чуть ли не призывает писать "интересные" ходатайства, потому что денег у него должно быть предостаточно?!

Кажется, что как у руководителя Йыхвиского волостного управления, так и у главы волостного собрания свое понимание эстонского законодательства, которое пытаются подогнать под свои желания. Когда на заседании волостного собрания я спросил у председателя, все ли, по его мнению, соответствует закону, то услышал в ответ, что мы обсуждаем не законосообразность решения, а предложения о поправках. От человека, который обосновал свою высокую зарплату наличием высшего образования в области юриспруденции, я ожидал другого ответа. Нужно нести ответственность хотя бы за то, чтобы работа волостного собрания была организована исходя из законодательства.

Также бросилось в глаза, что председатель волостного собрания участвует в заседаниях волостного управления, будто является его полноправным членом. В Эстонии, насколько мне известно, действует принцип разделения властей, и участие председателя волостного собрания в этих заседаниях неприемлемо.

Комментарии
Copy
Наверх