Эстонское чудо

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Грязин
Игорь Грязин Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

В ситуации и в условиях, когда в 1918 году в северной Прибалтике власти толком не было - Германия и Россия развалились, Финляндия только рождалась, - создание государства стало невероятным шагом.

Хотя отважное сохранение военного равновесия и достижение превосходства на поле боя и сделали возможным создание государства, но требовался еще один важный и значительный фактор: разум государственного человека и юриста. С одной стороны, надо было установить власть, а с другой, эту власть следовало организовать, чтобы в конце концов родилось государство. Положение осложнялось также тем, что Эстонская Республика раньше не существовала как государство.

Задумаемся на минуту о возможных альтернативах. Например, если бы в январе 1919 года в Тарту вошли 2-я Эстонская дивизия, команды бронепоездов и куперьяновцы и установили военную власть: вооруженные патрули на улицах, запрет на ночное передвижение, изъятие оружия у граждан и т.д. - то что дальше? Рано или поздно эту власть все-таки пришлось бы передать кому-то, ведь армия не может оставаться вечным гарантом порядка. Все было иначе, поскольку армия и граждане знали, что они олицетворяют власть и выполняют распоряжения государства. 

Эстонское государство родилось не только из храбрости, но и из государственной воли и ума. 

Или представим себе куперьяновцев и финских добровольцев под Паю и идущих на Вынну - что дальше? Одна вооруженная группа (ландесвер) отчаянно бьется с другой. Ну, победили мы - и что теперь? Кто и кого, по сути, победил? Обратно домой? 

Думаю, что мы даже не в состоянии представить себе неразбериху, что царила в те времена на полях сражений - кто и где, куда бежит фронт и где кончаются тылы, где свои и где свои наполовину смешались с чужими? Однако вся эта неразбериха обретала очень четкое значение, стоило лишь понять, что здесь находятся эстонское государство и его армия, которая в упорядоченном виде ведет свою Освободительную войну. 

Одним из факторов превосходства эстонской армии было то, что у нее имелся свой тыл, которого не нужно было опасаться и откуда шла поддержка - начиная с моральной и кончая шерстяными варежками и мешками картошки. Регулярная эстонская армия против анархии. 

Одним словом, все важное и военное обрело значение потому, что были четко выражены воля и внутренняя убежденность: мы - государство. Государство, чудесным образом наведшее порядок в доме, дало солдатам смысл жизни и гражданам - чувство долга. Эстонское государство родилось не только из храбрости, но и из государственной воли и ума. Достойно удивления, насколько мудро в тех случайных условиях, в спешке и под оружейную пальбу был написан манифест о независимости Эстонии, в качестве юридического документа действующий по сей день.

Юхан Лийв писал в 1905 году, что таковы качели жизни - будет и эстонское государство. Но когда и каким образом, не сумел предвидеть даже его гениальный разум. 

В Европу вновь приходят смутные времена: неконтролируемые потоки беженцев, развал старых политических партий и появление новых, незнакомых; кризис духовной жизни и образования, выход небывалых народных масс на улицы крупных городов Европы, противостояние с Россией... 

В то время, когда мир треплют новые ветра, вызывая в народах Европы колебания и сомнения в отношении своих государств, мы должны помнить, что истинным чудом мы унаследовали Эстонскую Республику, за которую все мы должны теперь стоять сообща. Только тогда мы сможем сохранить главные ценности Эстонии - наше свободное государство и наших людей. Прекрасной наступающей годовщины республики всем!

Наверх