"Isamaa" хочет укрепить связь Ида-Вирумаа с остальной Эстонией

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По мнению Сийма Кийслера, государственная Ида-Вируская программа должна содержать больше мер, направленных на эстонизацию Ида-Вирумаа.
По мнению Сийма Кийслера, государственная Ида-Вируская программа должна содержать больше мер, направленных на эстонизацию Ида-Вирумаа. Фото: Пеэтер Лиллевяли / Põhjarannik

"Isamaa" решила на этот раз командировать в Ида-Вирумаа участвовать в предвыборной борьбе своего зампредседателя, много лет проработавшего в должности регионального министра, а в нынешнем правительстве получившего портфель министра окружающей среды Сийма Кийслера, который считает, что большинство прежних депутатов от Ида-Вирумаа на Тоомпеа вместо того, чтобы приносить пользу своему уезду, оказывали ему, скорее, медвежью услугу.

- Каким образом исполнилась ваша мечта баллотироваться в Ида-Вирумаа?

- Когда партия "Isamaa" так решила. Это было относительно недавно.

- Как выглядит процесс принятия решений, кого и куда отправить баллотироваться?

- Этот вопрос решается в порядке обсуждения. Ида-Вирумаа, безусловно, сложный округ для многих партий. Я как заместитель председателя партии сказал, что на этих выборах готов баллотироваться там, где нужно партии. 

- Почему Ида-Вирумаа - сложный округ?

- Если посмотрим на результаты предыдущих выборов, то увидим, что здесь приходится трудно большинству партий, за исключением одной, которая была здесь успешна. Очевидно, можно провести достаточно четкую черту между национальной принадлежностью и успехом этой партии.

- Где-то после четвертых выборов в Рийгикогу высокопоставленные политики "Isamaa" и его предшественника IRL сказали: до сих пор нам не удалось создать в Ида-Вирумаа крепкую организацию, но мы сейчас же этим займемся. Почему сделать этого не удалось? Сначала на помощь призывают Тунне Келама, затем Эрки Ноола, потом Анвара Самоста, теперь Сийма Кийслера.

- На самом деле у нас есть очень достойные кандидаты среди местных деятелей. Я являюсь первым номером из-за общереспубликанской известности.

- "Isamaa" пыталась вроде как достаточно активно заниматься темами Ида-Вирумаа, если вспомнить, к примеру, деятельность и заявления Марко Померанца и Урмаса Рейнсалу. Почему, несмотря на это, политике "Isamaa" не удалось запасть в душу идавирусцев настолько, чтобы это выразилось в обильном урожае голосов?

- Основание для этого, пожалуй, есть. Если вспомнить хотя бы ту же самую тему перевода Академии внутренней обороны в Ида-Вирумаа, то могу с гордостью сказать, что я подал соответствующий проект в Рийгикогу. За это нас раскритиковали в пух и прах. На самом деле наша партия была единственной, кто так последовательно отстаивал это предложение. Уверен, что это наверняка ценят. 

- В ходе недавней поездки в Нарву бросилось в глаза, что старый город не восстановлен. Четыре года назад в предвыборной программе IRL было четко прописано, что вы начнете восстановление старого города Нарвы. Почему вы этого не сделали?

- Такие решения принимаются в сотрудничестве с местным самоуправлением. В организации местной власти в Нарве видимых изменений не произошло. 

- Но в Ида-Вирумаа также нет ни Центра управления гослесами, ни Центра оборонных ресурсов, которые опять же IRL четыре года назад обещала перевести из столицы в Ида-Вирумаа, не говоря уж об Академии внутренней обороны.

- Ну, что касается Академии внутренней обороны, то мы сделали максимум возможного. Мы активно боролись за это предложение и за это получили всевозможные обвинения от других заинтересованных групп, которые хотели, чтобы Академия внутренней обороны осталась в Таллинне.

- Кто были эти злые силы?

- Партия реформ, Катри Райк и так далее, это не секрет. Заместитель председателя Партии реформ Юрген Лиги даже сказал, что перевод Академии внутренней обороны в Ида-Вирумаа - это депортация. На мой взгляд, сравнение перевода учреждения из одного региона Эстонии в другой с депортацией оскорбительно для людей, которые действительно были депортированы, и для их семей, и это оскорбительно также для Ида-Вирумаа.

- Юрген Лиги мог говорить всевозможные вещи, но в том коалиционном договоре, который заключили чуть более двух лет назад и где было четко прописано, что Академию внутренней обороны переведут в Ида-Вирумаа, Партия реформ не участвовала. Участвовали "Isamaa", прежде называвшаяся IRL, соцдемы и Центристская партия. Почему вы этого не сделали?

- Финансовое решение оставить основную часть Академии внутренней обороны в Таллинне было принято раньше, когда нас в правительстве не было. Это на совести соцдемов и Партии реформ.

- Хорошо, оставим Академию внутренней обороны, но почему же другие учреждения, значившиеся в вашей предыдущей предвыборной программе, не были переведены в Ида-Вирумаа? В нынешних программах партии вообще больше не говорят о переводе госучреждений. Неужели решили, что это не самая разумная идея?

- Я считаю, что перевод государственных рабочих мест в более широком плане из Таллинна и Харьюмаа остается самым реалистичным ходом, который государство может предпринять в интересах других регионов. Я мог бы напомнить о всевозможных инвестициях, которые были сделаны в рамках разных программ в Ида-Вирумаа в то время, когда я был региональным министром, но если мы говорим об укреплении связи региона с остальной Эстонией или о присутствии государства, то перевод государственных рабочих мест все же имеет сильное влияние. Ничего лучше этого не предложено.

Правда, в ходе этого процесса пришло осознание, что характер работы со временем изменился. Раньше все люди практически весь рабочий день находились в одном учреждении. Теперь есть разные формы удаленной работы, учреждения стали гораздо гибче, часть рабочих мест находится в Таллинне, часть в уездах.

Мы научились тому, что если в графе адреса головного офиса появляется название другого уезда, то многих проблем это не решает. В долгосрочной перспективе имеет смысл предоставить переходный период. Сказать, к примеру, что если сейчас в одном учреждении в Таллинне сто рабочих мест, то в течение двух-трех лет это число постепенно сократится на определенный процент, и рабочие места переедут в другой уезд. Этой линии необходимо придерживаться далее.

Вместе с тем мне неизвестно государство, где нет урбанизации. В Эстонии бытует мнение, что в Швеции, Норвегии или Финляндии люди больше живут на селе, но статистика показывает, что как уровень, так и темп урбанизации там еще выше, чем у нас.

- Одно дело - переезд из села в город, но у нас в крайне быстром темпе теряют жителей и, к примеру, относящиеся к крупнейшим городам Эстонии Нарва и Кохтла-Ярве. В отличие от Северных стран, где люди сосредотачиваются не только в столице, но и в других городах, в Эстонии все большую часть населения отхватывает Таллинн и чуточку Тарту.

- В свое время в бытность региональным министром я ввел таблицу сравнения самоуправлений. Можно, конечно, рассуждать о способах усовершенствования этой таблицы, но в конечном итоге она предлагала наглядное сравнение. Я помню с того времени, что дееспособность нарвского самоуправления в те времена была ниже, чем у некоторых малых волостей Сааремаа, не говоря уж о Курессааре. Это начинается именно с местной дееспособности.

- Получается, что жители Ида-Вирумаа сами виноваты, что выбрали себе плохих местных руководителей?

- Я думаю, что на уровне местной власти мы действительно можем так сказать. Много лет назад, не подозревая, что когда-то я сам буду баллотироваться в Ида-Вирумаа, я сказал, что у Ида-Вирумаа не было хороших депутатов на Тоомпеа.

Я вижу, как представители некоторых уездов, например, Тартумаа или Пярнумаа, отправляются на Тоомпеа бороться за свой уезд и рассказывать о том, какой он замечательный. Если изучить стенограммы Рийгикогу на предмет того, что говорят депутаты от Ида-Вирумаа, то в первую очередь говорят о том, насколько ужасна и плоха ситуация в Ида-Вирумаа.

- Стоит все же отметить, что в последние пару лет, когда Центристская партия пришла к власти в стране, в Рийгикогу подобных выступлений со стороны центристских депутатов от Ида-Вирумаа значительно поубавилось.

- Но это делалось годами. Разумеется, здесь много проблем, но если сравнивать с другими уездами, то уровень зарплат здесь вовсе не самый низкий, да и в плане некоторых других показателей положение Ида-Вирумаа совсем не такое плохое.

- Вы утверждаете, что депутаты от Ида-Вирумаа оказывали своему уезду медвежью услугу.

- Если посмотреть на выступления Михаила Стальнухина, то получается так. Он делает это совершенно осознанно, чтобы по прибытии в свой избирательный округ заявить: государство хочет плохого, а я хочу вам хорошего.

- Если бы вы теперь стали членом Рийгикогу и поднялись на трибуну, то о чем бы вы говорили?

- Я бы говорил о том, что здесь отличные возможности.

- Об этом говорится 25 лет, этим не удивишь.

- Но здесь перспективные рабочие места и здесь нужно хранить то, что есть. Я могу сказать о том, что в бытность мою министром окружающей среды создан Алутагузеский национальный парк, который поможет создать позитивный образ Ида-Вирумаа. Государство построило в Ида-Вирумаа промзоны с очень хорошей инфраструктурой, где предприятия могут сразу приступить к деятельности в благоприятных условиях.

- Если эти хорошие возможности есть, то почему предприятия в местных промпарках появляются так туго?

- Здесь играет роль и то, насколько самоуправления дружелюбны к предпринимательству и открыты. Здесь нам никак не обойти вопрос жизненной и языковой среды. Я не раз слышал от молодых женщин, что пока детей нет, в Ида-Вирумаа жить можно, но когда ребенку пора идти в школу, возникают трудности. Школьный вопрос играет достаточно весомую роль при выборе места жительства. Поэтому и распространена практика, когда люди ездят в Ида-Вирумаа на работу, но не переезжают сюда с семьей.

- Насколько вы как министр окружающей среды чувствуете, что люди не хотят жить в Ида-Вирумаа из-за большей в сравнении с остальной Эстонией загрязненности окружающей среды?

- Я не сталкивался с людьми, которые бы мне такое говорили. Я выступал, к примеру, в русских школах Нарвы. Никто из учащихся не сказал, что они хотят уехать из-за экологических проблем, основное - то, что они не видят здесь жизненных перспектив.

Для эстонцев проблемой является сокращение сферы применения родного языка. Родители тревожатся, что если госгимназия в Кохтла-Ярве будет такой, как Министерство образования планировало изначально, то не останется ничего иного, кроме как отдать ребенка в другую школу. Вещи подобного рода отпугивают. Я очень рад, что Министерство образования начало искать компромисс. Оно испугалось и дало задний ход.

- Как такие вещи вообще возможны?

- Я думаю, что они происходят не по злонамеренности, а из-за того, что в Ида-Вирумаа пытаются работать по модели, опробованной в остальной Эстонии. Не учитывают, что здесь некоторые вещи отличаются.

- Относительно активно обсуждавшейся Ида-Вируской программы ваши партнеры по коалиции, Центристская партия и соцдемы, говорят, что они хотели направить в программу больше средств из налогов на загрязнение, уплачиваемых сланцевыми предприятиями, но сделать этого не удалось, поскольку "Isamaa" и министр окружающей среды Сийм Кийслер были против. Из-за вас этого не смогли сделать?

- Это неверное обвинение. Большая часть налогов на загрязнение идет напрямую в госбюджет. Я поддерживаю идею взять эти деньги из госбюджета и направить в Ида-Вирускую программу столько, сколько нужно. Но предложение взять эти деньги из той части эконалогов, которая сейчас идет Центру инвестиций в окружающую среду на финансирование проектов в области окружающей среды, крайне недальновидно.

Доступ к экоденьгам у Ида-Вирумаа лучше, чем у некоторых других регионов. Будучи министром окружающей среды, я ввел отдельную систему бонусных пунктов для программ строительства водопровода и канализации, повышения чистоты воздуха и переработки отходов в Ида-Вирумаа. После этого чиновники вышли с предложением несколько сократить преференции для Ида-Вирумаа в части строительства водопровода и канализации. Причина была в том, что из Ида-Вирумаа поступило мало ходатайств, и в то же время возникла ситуация, когда другие ходатаи не отвечали критериям получения поддержки, поэтому деньги могли остаться неиспользованными. Мы достаточно активно продвигаем ида-вируские проекты вперед.

Другое дело - евроденьги, которые поступают на экологические проекты в Ида-Вирумаа. На одну только предстоящую очистку реки Пуртсе уйдет свыше двадцати миллионов евро.

- Но ваши партнеры по коалиции хотели направить средства налогов на загрязнение не только на очистку ида-вируской природы, но и на более общее улучшение жизненной среды: на строительство бассейнов и стадионов, реновацию квартирных домов и так далее. С этим вы не согласны?

- Я не согласен со строительством бассейнов за счет экологических проектов. Я обеими руками за создание в Ида-Вирумаа новых замечательных объектов, но для этого нужно направлять из госбюджета в Ида-Вирускую программу больше денег. Урезание экоденег, которых и так мало, - это не решение.

- Почему же из госбюджета не взяли больше денег для Ида-Вируской программы? Ее составление растянулось на несколько лет и в итоге ее финансовый объем оказался в несколько раз меньше изначально упоминавшегося. Ваш бывший однопартиец, ныне ректор технического университета Яак Аавиксоо говорит, что выделять по три-четыре миллиона на решение ида-вируских проблем - это все равно что дразнить людей, региону необходима программа как минимум на десять лет объемом в миллиард евро.

- Ту Ида-Вирускую программу деятельности, которую в свое время начали составлять министры внутренних дел Юри Пихл и Марко Померанц, правительству в итоге представил я как региональный министр. Я признаю, что одним из слабых мест этой программы была попытка начать решать повседневные проблемы самоуправлений. Это, к сожалению, произошло и теперь. В то же время бюджеты самоуправлений растут очень значительно. Доля подоходного налога и его поступление выросли, теперь средства налогов на загрязнение получают и те самоуправления Ида-Вирумаа, где ведется переработка сланца и складирование золы. В действительности через государственную программу нужно реализовывать меры, направленные на эстонизацию Ида-Вирумаа.

- Каковы те ключевые шаги, которые нужно предпринять в Ида-Вирумаа?

- Строительство в Ида-Вирумаа колледжа инфотехнологий, на мой взгляд, очень хорошая идея. Это осязаемая вещь, которая позволила бы укрепить связь Ида-Вирумаа с остальной Эстонией.

- Как вы объясните русскому избирателю, что именно вы имеете в виду, говоря об эстонизации Ида-Вирумаа, почему это должно пойти на пользу уезду?

- Когда многие русские люди переезжают из Ида-Вирумаа в Таллинн, то они ведь отправляются искать не только работу, но и более эстонскую жизненную среду, хотя многие, возможно, так это для себя не формулируют. Я предлагаю создать такую среду здесь, в Ида-Вирумаа.

Вместе с тем это не значит, что жизнь в Ида-Вирумаа нужно перевернуть с ног на голову. Например, разговоры о быстром "Põxit" (прекращение использования сланца) совершенно некомпетентные и безответственные. Можно принять глупое решение и закрыть, а потом чесать затылок, мол, что делать с теми людьми, которые на свою зарплату сейчас кормят не только свои семьи, но и местные магазины и прочие предприятия. Такие заявления просто смешно читать.

- "Isamaa" в своей программе обещает составить для Ида-Вирумаа мотивационный пакет. Что в нем будет хорошего?

- Основная его идея заключается в том, как удержать в Ида-Вирумаа и привлечь сюда учителей - носителей эстонского языка и менталитета.

- Каким будет тест на эстонский менталитет, сдача которого даст право получить мотивационный пакет?

- В Кохтла-Ярве совсем недавно прошел очень хороший тест. Во главу государственной гимназии поставили директора, который не вызвал у людей уверенности в своей способности создать эстонскую школу. Все начинается с директора, потому что он примет на работу учителей, которые создадут в школе атмосферу, где или будут беречь эстонский менталитет, или будут наглаживать георгиевские ленточки.

- Так что же будет в этом пакете?

- В данном случае мы имели в виду просто коэффициент к заработной плате.

- Почему же вы не пропишете в программе конкретно, мол, будем доплачивать, например, 30 или 40 процентов, а формулируете свой план так, что трактовать его можно десятью способами?

- Наша партия прописывала и очень конкретные вещи, а потом получала от наших многолетних избирателей упреки, мол, от "Isamaa" мы обещаний в стиле "деньги на руки" слышать не хотели бы.

Сейчас, когда у нас позади трудные времена, мы четко решили не давать обещаний в духе "тысячу евро на руки". У нас все обещания сформулированы с точки зрения ценностей. Да, мы обещаем родителям освобождение от подоходного налога в зависимости от числа детей, но у нас нет такого, что, дескать, если проголосуете за нас, то налоги сократятся наполовину, а пенсия будет в два раза больше.

8 ВОПРОСОВ

- Сколько процентов голосов "Isamaa" наберет по Эстонии?

- 11 процентов.

- Сколько голосов "Isamaa" наберет в Ида-Вирумаа?

- 2100.

- Сколько голосов Сийм Кийслер наберет в Ида-Вирумаа?

- 700.

- Какой может быть средняя брутто-зарплата в Ида-Вирумаа через четыре года?

- 1340 евро.

- Какой может быть средняя цена квадратного метра квартиры в Кохтла-Ярве через четыре года?

- 100 евро.

- Кто сейчас самый влиятельный политик Ида-Вирумаа?

- Валерий Корб.

- Какие события за последние четыре года сильнее всего повлияли на положение Ида-Вирумаа?

- Положительно - крупные инвестиции "Eesti Energia", которые сохранили конкурентоспособность важной для этого уезда отрасли промышленности, отрицательно - то, что основная часть Академии внутренней обороны не была переведена из Таллинна в Ида-Вирумаа.

- Ваше любимое место в Ида-Вирумаа?

- Каскадный водопад Лангевоя недалеко от Силламяэ.

Комментарии
Copy
Наверх