Первый номер Партии реформ в Ида-Вирумаа на предстоящих парламентских выборах Ээрик-Нийлес Кросс утверждает, что ключ к развитию уезда - возможность получить качественное образование.
Партия реформ привлекла бы в Ида-Вирумаа больше международных организаций (2)
- Как вообще так получилось, что Ээрик Нийлес-Кросс баллотируется в Ида-Вирумаа? Это кажется неожиданным.
- Жаль, что это вызывает удивление, но я это понимаю, потому что уже несколько десятков лет существует представление, что в Ида-Вирумаа баллотируются будто бы в качестве "наказания" и политики так называемого первого эшелона не хотят здесь баллотироваться.
Эстонская избирательная система ведь такова, что кандидата выбирают не обязательно, так сказать, из своего округа и не для того, чтобы в парламенте он представлял только свой округ. В Рийгикогу представляют народ Эстонии, и мандат свободный. Ты ответственен не напрямую перед избирателями своего округа, а перед всеми людьми.
У местных кандидатов, конечно, есть преимущество в том плане, что местный избиратель зачастую отдает предпочтение местному деятелю. У нас есть кандидаты, которые, так сказать, возделывают свой домашний округ и всегда баллотируются там. Я каждый раз баллотировался в разных местах. И мне это нравится, поскольку это дает конкретный мотив основательно изучить данный регион.
Об Ида-Вирумаа в последнее время говорится очень много. Он как бы немного в моде. Вы наверняка сами из года в год слышите, как все партии говорят, что, мол, Ида-Вирумаа очень важен для нас, мы уделяем ему особое внимание, бла-бла-бла… Потом кто-то приходит, пытается что-то сделать, но ничего не происходит, приходит в следующий раз снова или приходит кто-то другой, и все равно ничего не происходит.
- Но все-таки как же поступило предложение баллотироваться здесь?
- Такое предложение кандидату делается не в каком-то изолированном пространстве. Партия учитывает общее положение вещей, потенциальных кандидатов от других партий. Ведь было достаточно ясно, что первым номером Центристской партии станет Яна Тоом. В прошлый раз первым номером у нас был Денис Бородич, с которым, однако, нам не повезло (реформист Бородич покинул Рийгикогу, чтобы по предложению Таллиннского горуправления, находящегося под контролем Центристской партии, куда Бородич раньше входил, возглавить столичное транспортное предприятие. - Ред.). Партия реформ допустила в Ида-Вирумаа такую же ошибку, какую соцдемы сделали, скажем, в Ласнамяэ, пытаясь несколько подражать Центристской партии. Пробовали занять нишу русскоязычного избирателя Центристской партии, что на самом деле противоречит основной идее нашей партии. Партия реформ - патриотичная, правого толка, проэстонски настроенная партия, поддерживающая свободную рыночную экономику и высокую безопасность, и как в таком случае можно говорить, мол, а Тоом в чем-то тоже права.
- Что означают шаги Партии реформ на предыдущих выборах? Попытались сговориться с местными олигархами, такими как Осипенко, чтобы заручиться их поддержкой?
- Я не знаю, что за игра шла здесь в то время. В общем плане кажется, что попытались в первую очередь привлечь русскоязычного избирателя, и эта попытка полностью провалилась. Один мандат, правда, получили, но первый номер Бородич набрал столько же голосов, сколько второй номер местного списка Айвар Сурва. Это говорит о том, что тех эстонских избирателей, которые были готовы проголосовать за Партию реформ, русское имя не привлекло, и, очевидно, и для русского избирателя это оказалось недостаточно убедительным.
Разумеется, мы рады каждому избирателю и призываем выбирать нас, но понятно, что избиратели Партии реформ - это в первую очередь эстоноязычные избиратели по всей стране, и попытка утверждать обратное вредит партии в более широком плане, да и почему это должно воодушевить эстоноязычного избирателя в Ида-Вирумаа?
- Каков ваш конкретный план по привлечению голосов, ведь вы здесь новое лицо? Ваш однопартиец Меэлис Атонен недавно сказал, что политикам уже стыдно что-то обещать Ида-Вирумаа, потому что ничего не сделано.
- Ну, уж прямо так тоже нельзя сказать. Развитие промышленных парков было запущено при правительстве Партии реформ, сейчас начинают обсуждать стратегию развития Ида-Вирумаа. Так что особое внимание уезду уделялось, и подвижки в лучшую сторону есть.
- Это так, но кажется, что начинания не доводятся до конца. Возьмем в качестве примера развитие тех же самых промпарков. Это в большей степени проект по развитию недвижимости, но найти предпринимателей, согласных сюда прийти, не удается. Если поначалу планировалось, что за десять лет благодаря промпаркам будет создано 4400 новых рабочих мест, то сейчас их там в лучшем случае 400. А десятый год уже идет. Что можно сделать иначе?
- Наверное, нет партии, которая не сказала бы, что нужно создавать рабочие места. Но пока у нас нет государственного капитализма, государство не может само создавать рабочие места, оно может лишь способствовать этому.
Мы можем говорить о том, имеет ли смысл переводить сюда государственные учреждения. В общефилософском плане я не большой сторонник идей подобного рода, поскольку не уверен, что вывод из столицы одного министерства или госучреждения в принудительном порядке в рамках регионально-политического проекта - такая уж разумная идея в долгосрочном плане. Но было бы глупо утверждать, что Ида-Вирумаа не отличается от остальной Эстонии. Здесь совершенно очевидно есть особенности, совершенно не сравнимые ни с одним другим регионом Эстонии. И в случае Ида-Вирумаа я готов поддерживать проекты подобного рода в разумных пределах.
И ведь здесь появились некоторые учреждения, особенно в Йыхви, если говорить, к примеру, о Вируской тюрьме. Это, бесспорно, обогащает здешнюю среду. Сюда переезжают говорящие по-эстонски люди с более-менее хорошей зарплатой, они создают рынок, появляется спрос на услуги. Это помогает, но это не решение - слегка смахивает на утверждение Мюнхгаузена, что он вытащил сам себя из болота за волосы.
- И что же нужно делать?
- Кажется, что все просто: государство создает условия, а рынок расставляет все по местам. Но здесь это не работает. Как вы говорите, в промпарках создано лишь 400 рабочих мест. Но, несмотря на это, Ида-Вирумаа - единственный регион, не считая Таллинна, где промышленность растет, а не сокращается, и где создаются рабочие места.
- Значит ли это, что государство должно поддерживать промышленность? Сделать это можно двумя способами: выделять дотации или вводить налоговые льготы…
- Для меня тема введения налоговых льгот не является табу, но я не считаю, что одного этого будет достаточно. Если брать Эстонию в целом, то для иностранного инвестора она не слишком привлекательна. Мы уже не страна для аутсорсинга, но еще и не в полной мере такая страна, которая передает функции на аутсорсинг. Вопрос в том, сможем ли мы совершить такой качественный скачок.
- Но в то же время говорят, что в Эстонии никогда не жилось так хорошо, как сейчас. Экономика растет, зарплаты растут. Какие возможности есть в такой ситуации у Партии реформ для смещения правительства Юри Ратаса?
- По большому счету люди, конечно, живут лучше, чем десять лет назад. Если взглянуть на последние пару лет, то можно заметить достаточно много признаков опасности. Совсем недавно мы опустились на восемь позиций в индексе экономической свободы. Пенсии работающих пенсионеров обложены налогом, цены выросли непомерно. Правительство не может, да и не должно контролировать цены, однако общая экономическая среда, налоговая политика, разумеется, влияют на эти цены. Если взять хотя бы цену на бензин, то она очень сильно выросла из-за акцизов. Не говоря уж о ценах на алкоголь.
Но если изучить цены на товары первой необходимости в магазинах в целом, то они не намного ниже, чем в других странах Западной Европы, в то время как зарплаты за ними не поспевают.
- Как вы надеетесь убедить избирателей?
- У нас, несомненно, самая лучшая экономическая программа, у нас много крепких кандидатов с солидным опытом управления. И в конце концов начинают сказываться неорганизованность правительства Юри Ратаса и неоднозначность принимаемых решений.
- Есть ли у вас в программе нечто такое, о чем в преддверии выборов особо не говорят, но что нужно сделать в государстве?
- Тема, которая мне всегда кажется скучной: ясность, простота и справедливость налоговой системы. Что сделало нынешнее правительство, придя к власти? Они сказали, что застой необходимо преодолеть. Затем они второпях и отчасти изменили хорошо работавшую налоговую систему. Я готов к обсуждению того, нуждается ли налоговая система Эстонии в ремонте. Например, очень высокие налоги на рабочую силу препятствуют созданию рабочих мест. Но невозможно за пару месяцев внести в налоговую систему изменения, не предусмотрев все последствия. Перевернуть все с ног на голову и надеяться, что все наладится. Не наладится.
- То есть вы бы повернули эту налоговую реформу вспять?
- Не совсем. Мы согласны, к примеру, со ставкой не облагаемого подоходным налогом дохода в 500 евро, но для всех. И это нужно сделать. Система налогообложения должна быть простой, понятной и поддерживать инициативность, а не наказывать ее. И Эстония должна гораздо эффективнее продвигать себя за границей, чтобы находить инвесторов и убеждать их.
- Считаете ли вы реалистичной идею создания в Ида-Вирумаа ИТ-вуза, предложенную предпринимателем Индреком Нейвельтом?
- Мне эта идея нравится. Если проанализировать ее на предмет окупаемости, то кажется, что это не окупится. Но ведь и эстонское государство не окупается, если смотреть с чисто экономической точки зрения. Это вопрос желания. Я убежден, что подобные вещи нужны.
- Но у нас не хватает студентов даже имеющимся университетам. У нас повсюду нехватка людей, начиная с врачей и заканчивая строителями, и мы пытаемся ее компенсировать за счет приезжих с востока - из Украины и других стран. Поддерживаете ли идею пошире открыть ворота для иммигрантов с востока?
- Здесь проблема Ида-Вирумаа несколько иная, чем в остальной Эстонии. Я совсем не хочу критиковать Нарвский или Вирумааский колледжи. Но беда в том, что отчасти они дублируют другие вузы. А следовало бы задуматься о специализации и найти специальности, которые преподаются на самом высшем уровне только здесь. Я признаю, что Ида-Вирумаа в этом плане нуждается в особом обращении из-за специфики региона.
- Что вы думаете о гордиевом узле создания Кохтла-Ярвеской госгимназии, когда одни требуют полностью эстоноязычного обучения, другие - сохранения т.н. системы 60/40, а министерство тем временем колеблется и выжидает?
- С одной стороны, жаль, что этот конфликт разгорелся во время предвыборной кампании. Смысл существования эстонского государства - в развитии эстонского языка и культуры, и предоставление всем гражданам эстоноязычного образования должно быть частью этого. На мой взгляд, мы слишком долго тянули с развитием эстоноязычных гимназий в Ида-Вирумаа. Сейчас, когда такая возможность есть, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы с созданием госгимназии эстоноязычных гимназий в Кохтла-Ярве вообще не осталось.
Насколько я понимаю, чиновники Министерства образования предложили достаточно разумный план и поняли, что нельзя просто ввести систему 60/40, а местные эстонцы пусть справляются, как хотят. Это разумный план: те, кто пойдет в десятый класс гимназии, начнут обучение в объеме ста процентов на эстонском языке, а кто учится в 11-м и 12-м классе, те смогут доучиться по системе 60/40, потому что они вправе рассчитывать на такую возможность.
Мне вовсе не кажется, что у эстоноязычной и русскоязычной общин разные позиции, на самом деле здесь большое количество русских семей, которые говорят, мол, что вы тянете с введением эстоноязычного гимназического образования, давно надо было это сделать.
Ознакомившись с местными проблемами в сфере образования, я убедился в том, что для того, чтобы найти учителей в местные школы, нужно им доплачивать - возможно, платить прибавку к зарплате даже в размере 50%. Чтобы у людей появилось желание жить здесь, тем более что в Ида-Вирумаа недвижимость и жизнь сейчас гораздо дешевле, чем в столице.
- В своей предвыборной платформе вы обещаете модернизировать Ида-Вирускую программу деятельности. Что, на ваш взгляд, нужно в ней изменить?
- Тема образования в целом очень важна. Говорить об устойчивом развитии без образовательной программы бессмысленно. В программе деятельности много внимания уделяется легкой промышленности, в то время как фоном постоянно идут разговоры о "Põxit". Но в сланцевой и энергетической промышленности работают 3000 человек. Промышленность вместе со сланцехимией - это нужно развивать.
- Но об этом говорится постоянно, почему все это идет так туго?
- В наши дни вообще сложно привлечь инвестиции, но при условии определенного особого обращения это должно быть возможно. Для иностранного инвестора также важна общая международная ситуация в сфере безопасности. Не очень хорошо информированный инвестор думает: Нарва - это подозрительно. Находится рядом с российской границей, каждые две недели где-то пишут: Нарва - следующая? И т.д.
- Но, может быть, и эстонский инвестор думает так же?
- Эстонский инвестор, возможно, когда-то так думал, хотя наверняка не настолько утрированно, мол, я лишусь своей инвестиции, потому что к нам вторгнутся из-за границы. Но отношение в духе: Ида-Вирумаа… поди знай, безопасно ли это, - действительно было.
- Во все времена звучали призывы улучшить отношения с Россией. Может ли Эстония вообще что-то сделать для этого, если игра все равно ведется в обход нас?
- Я, как и любой другой человек, был бы совершенно не против хороших отношений с Россией, и вполне возможно, что однажды этот день настанет. Хотя в истории не найти периода, когда наши отношения с Россией оставались бы хорошими очень долго - они или оккупировали нас, или пытались это сделать. Но, к примеру, во времена Ганзейского союза экономические отношения были хорошими, и в будущем наверняка настанет время, когда наши экономические отношения улучшатся. В этот период Ида-Вирумаа, разумеется, получит огромное преимущество, и в этом кроется большой потенциал. Но все понимают, что от нас эти процессы зависят в очень малой степени. В первую очередь они зависят все же от Кремля и международных процессов. Поэтому не стоит базировать на этой надежде экономическую программу Ида-Вирумаа.
То, что в Ида-Вирумаа проходит восточная граница Европейского союза, само по себе преимущество. Это дает пространство для смелых идей.
- Например?
- Мы говорим о желании удвоить присутствие союзников в Эстонии. Сейчас у нас в Тапа расквартировано более 1000 британских солдат. Если наш план удастся реализовать, то появление в Йыхви одной боевой группы оживило бы экономику и, наверное, также изменило бы в будущем демографическую картину.
Мы все обеспокоены плохой защитой границы Европейского союза в Средиземном море, "Frontex" (Европейская служба пограничной и береговой охраны. - Ред.) не справляется с работой, и мы должны внести свою лепту. Но здесь возможно изучать, преподавать, отрабатывать и применять на практике всевозможные методы охраны границы. Поэтому отделение "Frontex" могло бы появиться в Нарве. Бюрократия в Европейском союзе настолько масштабна, что если правильно сформулировать просьбу и все распланировать, то это возможно. Для Европейского союза Ида-Вирумаа - один из стратегических пунктов. Международное присутствие в этом регионе привлекло бы сюда свежие ветра и платежеспособных людей.
- Но если бы вы находились, скажем, в Доме культуры "Ругодив" в Нарве перед полным залом народа и у вас бы спросили, мол, зачем нам здесь еще 1000 солдат НАТО, мы что, готовимся к войне с Россией, то что бы вы ответили?
- Мы готовимся к миру с Россией. Для этого нам и требуются эти солдаты. Скорее, война может начаться в случае, если их здесь не будет.
8 ВОПРОСОВ
- Сколько процентов голосов Партия реформ наберет по Эстонии?
- Получить в Рийгикогу меньше 30 мест было бы плохо.
- Сколько голосов Партия реформ наберет в Ида-Вирумаа?
- В прошлый раз мы набрали около 4000 голосов. Это дало один мандат. Программа максимум на этот раз - два мандата.
- Сколько голосов Ээрик-Нийлес Кросс наберет в Ида-Вирумаа?
- Буду доволен, если наберу более 1500 голосов.
- Какой может быть средняя брутто-зарплата в Ида-Вирумаа через четыре года?
- 80 процентов от уровня зарплат в Таллинне и Харьюмаа.
- Какой может быть средняя цена квадратного метра квартиры в Кохтла-Ярве через четыре года?
- 150 евро.
- Кто сейчас самый влиятельный политик Ида-Вирумаа?
- Яна Тоом. На местном уровне - Алексей Воронов и Валерий Корб. Очень глубокий след оставил Тауно Выхмар.
- Какие события за последние четыре года сильнее всего повлияли на положение Ида-Вирумаа?
- Положительно - то внимание, которое привлекло к Ида-Вирумаа пребывание здесь президента в симбиозе с повышенным вниманием к "Свободной сцене" и культурным кругам. В сознании столицы и Эстонии в целом по отношению к Ида-Вирумаа произошел сдвиг.
В отрицательном плане - порожденный войной на Украине и растущей агрессивностью России журналистский мем "Нарва - следующая?". Он вредит имиджу Ида-Вирумаа, и государство должно основательно заниматься формированием этого имиджа.
- Ваше любимое место в Ида-Вирумаа?
- Тойла и весь глинт в целом.