Отступление Эстонии (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эрик Калда, исполнительный редактор.
Эрик Калда, исполнительный редактор. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

В то время как правительство спорит о вопросе гражданства нескольких десятков абхазских эстонцев, в сотнях эстоноязычных семьях Ида-Вирумаа говорят о том, как государство во главе с правящей Центристской партией продало здешнее эстонское сообщество, когда решило уничтожить госязычную гимназию в Кохтла-Ярве. Здешней общине и во сне не могло предвидеться, что через 30 лет после восстановления независимости эстонцам придется требовать от Эстонской Республики, будто от чужой власти, гимназию с родным языком.

Сидящие в Таллинне чиновники и члены правительства назвали аргументы борцов за эстоноязычную школу лозунговыми и эмоциональными. Но можно ли обвинять людей в излишней эмоциональности за то, что они хотят для своих детей хорошего образования и школьной среды с родным языком? Куда им отступать теперь, когда в их родном краю исчезает последняя сильная и эстонская по языку и духу гимназия? Тем более если перед глазами стоит пример двуязычной Йыхвиской гимназии, где и в помине нет громогласно обещанного качества, а эстонский язык загнан в угол.

Самое постыдное, что министр образования Майлис Репс не осмелилась приехать и объяснить общине суть дела, а только прислала через медиа пресс-сообщение, в котором заявила, мол, пусть кохтлаярвесцы и не мечтают об эстоноязычной гимназии, поскольку в пятом по величине городе Эстонии создать ее невозможно.

Я не согласен с министром внутренних дел Катри Райк, которая утверждает, что сегодня вопрос не в языке школы. В Ида-Вирумаа вопрос прежде всего именно в нем, ведь эстонская школа служит здесь не только учреждением образования. В то время как государство создает в Нарве и Таллинне дома эстонского языка, истинный и действующий дом эстонского языка уничтожают в Кохтла-Ярве.

В то время как государство создает в Нарве и Таллинне дома эстонского языка, истинный и действующий дом эстонского языка уничтожают в Кохтла-Ярве.

Беда в том, что последние 30 лет в части ида-вируских учреждений образования только играли в изучение эстонского языка. В этом и одна из причин, почему многие ученики, достигнув среднего школьного возраста, не владеют государственным языком в достаточной мере. А эстонцы и заинтересованные в освоении эстонского языка иноязычные люди были вынуждены отступать на фронте государственного языка - начиная с нехватки эстоноязычного образования по интересам и заканчивая теперь удушением гимназии с родным языком.

Одна проживающая в Кохтла-Ярве эстонская мама пожаловалась мне с неделю назад, что отдала ребенка в детсадовскую группу, официально называемую эстонской. Однако эстонские родители скоро поняли, что что-то не так, и в итоге в группе остался лишь один эстоноязычный ребенок. Большая часть учебной работы и занятия идут на русском языке. "Мой ребенок уже и не умеет толком выразить себя на эстонском языке", - жаловалась мать.

Последней каплей для нее стало, когда дочь сообщила, что они смотрели в детсаду фильм на тему России и вырезали российский флаг. Возникает вопрос: кто отвечает в Эстонии за то, чтобы в наших учреждениях образования не распространялась чужая по духу идеология? Почему считают, будто эстонские родители захотят отправить своих детей в школу, куда придут также дети из Ярвеской русской гимназии Кохтла-Ярве, директор которой демонстративно прикалывает 9 мая на грудь георгиевскую ленточку, а в руководимой ею школе проводят в этот день идеологически заряженные мероприятия? Впрочем, этот директор состоит в одной партии с нашими премьер-министром и министром образования.

Вопрос Кохтла-Ярвеской гимназии стал для здешних эстоноязычных и проэстонски настроенных людей последней красной чертой в долгом процессе, когда государство вкладывало миллионы евро в интеграцию и языковое обучение русскоязычных людей - зачастую впустую. Поддерживались русскоязычные культурные общества и фестивали нацменьшинств, а те, кто в действительности в меньшинстве, кто здесь, в уезде, на самом деле изо дня в день сохраняют эстонский язык и эстонскую культуру, удостаивались от остальной Эстонии лишь обидных сигналов, будто их и вовсе не существует.

Многие ли люди в Эстонии знают, что в Ида-Вирумаа проживает примерно столько же эстонцев, сколько жителей в Йыгевамаа и нескольких других средних уездах Эстонии? И справедливо ли, что у такого количества людей отбирают в эстонском государстве свою школу на родном языке? Причем в Год родного языка.

Тревога многих здешних эстонцев из-за того, что государство не обращает на них внимания и никак их не поддерживает, существует уже давно. Ведь вдобавок к языковому и культурному подавлению здесь в части самоуправлений разрастается олигархическо-коррупционная раковая опухоль, против которой госвласть до сих пор была довольно бессильна. Скорее, общину неприятно удивляли КаПо и прокуратура, терзая кажущимися абсурдными обвинениями местных активных и прогрессивных людей, у которых есть желание и силы развивать здешнюю жизненную среду, а не воровать.

Хотя и неудивительно, ведь государство часто направляет сюда руководить своими структурами людей, которые не хотят и не способны интегрироваться с местной жизнью, общиной и мало знают о здешних условиях. К пребыванию здесь их мотивирует только высокая зарплата вместе с так называемой платой за тоску по дому. У командированных в Ида-Вирумаа высокооплачиваемых госчиновников имеется собственный клуб, в котором они изолировались от местной жизни. Туда приезжают выступать очень известные артисты, а получаемый от государства клубный бюджет настолько впечатляющ, что мог бы стать существенным подспорьем для местных поборников эстонской культуры. Презрение части этих госчиновников к здешним людям и здешней жизни сильно бросается в глаза, поэтому и отчуждение - обоюдное.

В то же время эстонцы, а также неэстонцы Ида-Вирумаа готовятся к большому празднику песни и танца, и во имя этого были приложены большие усилия. Начиная с поисков в регионе учителей танцев и руководителей хоров, чтобы под их руководством хорошо подготовиться и попасть на праздник. Готовятся также к подъему флага ранним утром в годовщину республики как в Тойла и Валасте, так и в других местах. Но я уверен, что нынче это настроение будет далеко не таким возвышенным, как в прошлом году. Ведь я знаю и то, какой будет главная тема разговоров собирающихся там нынче преданных Эстонии людей. Отступление Эстонии.

Наверх