Джада Альфьери прикипела душой к Эстонии, как и эстонцы к юной итальянке, которая привносит в их жизнь в Майдла и Кивиыли красок.
Доброволец из Италии хочет остаться на "сверхсрочную службу"
Заведующая кивиылиским детсадом "Kannike" Анне Тикофт говорит прямо: мальчишки в дошкольной группе все до одного влюблены в итальянскую красавицу. Любви сопутствует ревность. "Когда один мальчик сказал, что Джада - только его, нам пришлось объяснить, что она здесь для всех", - смеется заведующая.
Язык неважен
Джада проводит в детсаду один день в неделю и участвует во всех занятиях, которые проходят в группе.
- Появление в детском коллективе незнакомого человека - приятная перемена для детей: так есть еще кто-то, от кого можно добиться внимания. При этом язык совсем не важен, потому что язык тела позволяет объяснить все. Джада красива как внутренне, так и внешне, - говорит Тикофт.
В возвышенных тонах о Джаде говорит и молодежный работник Майдлаского молодежного центра Герри Аламетс, которая заботится о том, чтобы маленькая община постоянно обогащалась за счет присутствия иностранцев. Итальянка - уже одиннадцатый по счету доброволец, и в основном она занята в молодежном центре, но также уделяет время кивиылискому и майдласкому детсадам.
- Она отличается от других добровольцев своей зрелостью. Она замечательный наставник в рисовании и хороший психолог, очень хорошо чувствует детей.
Джада говорит, что обучает детей и молодежь всему, что умеет. "Например, искусству и рукоделию, потому что детям очень нравится ручной труд", - поясняет волонтер, окончившая университет со степенью как по графике, так и по истории искусства.
Для того чтобы иметь возможность посвятить себя изучению искусства, Джада бралась за разную работу. Она трудилась как в обувном магазине, так и в почтовом отделении. "Все места работы выбираю исходя из того, смогу ли общаться с людьми - мне это безумно нравится".
В связи с этим у Джады нередко обеспокоенно спрашивают, как же она выживает в маленькой эстонской деревне. "Я все дни провожу на работе и прихожу домой настолько уставшей, что не хватает сил даже на то, чтобы посмотреть фильм до конца. Мне нравится общаться, но дома я хочу тишины и покоя. Мне нравится, что квартира только в моем распоряжении - живу как принцесса", - заверяет она.
ГЕРРИ АЛАМЕТС:
Большинство иностранцев до сих пор поддерживают контакт и позднее приезжают погостить.
Работая над дипломом, Джада решила, что после учебы возьмет отпуск на год и потратит его на получение нового опыта. В итоге ее выбор пал на Эстонию.
- Прежде я не знала об Эстонии даже того, где именно она находится, - искренне прошу прощения! Но здесь предлагали работу с детьми и молодежью. Это замечательная возможность заодно познакомиться с Эстонией.
Экстремальные впечатления
Джада приехала в Майдла по программе Европейского корпуса солидарности в сентябре прошлого года. Изучение местного языка не заладилось: несмотря на несколько объявлений, профессионального учителя эстонского языка итальянке найти не удалось.
- С детьми постарше общаюсь на английском языке, с детсадовцами - на языке тела, причем с малышами общаться гораздо проще.
Джада хочет оставить свой след и за пределами молодежного центра и детсадов. К примеру, она предложила свои услуги кивиылиской школе, когда изучение истории искусства дойдет до раздела, посвященного итальянскому искусству. А с Кивиылиской школой искусств она договорилась о том, что снимет музыкальный клип для ансамбля исполнителей на каннеле.
- У меня всегда есть идеи и мне нужно постоянно что-то делать. Иногда меня это с ума сводит, но я хочу получить максимально разнообразный опыт, - объясняет она.
В свободное от работы время Джада знакомится с Эстонией и местным образом жизни. Ей, как и предыдущим добровольцам, не удалось избежать посещения бани. "Если в Италии в спа ходят богачи, то в Эстонии спа открыты для всех. Мне баня очень нравится. Например, две недели назад я парилась в черной бане и прыгала в прорубь. В тот момент ощущения были неприятные, зато потом самочувствие было хорошее".
Купание в ледяной воде было не менее экстремальным впечатлением, чем 10-километровый круг по лесу на лыжах, если учесть, что итальянка встала на лыжи в первый раз в жизни.
А эстонская кухня - произвела ли она впечатление на представительницу знаменитой кулинарной страны? "Здесь я распробовала супы - они очень вкусные. В Италии они не считаются настоящей едой".
Чтобы смягчить тоску по домашним вкусам и заодно приобщить к ним местных жителей, Джада устроила в молодежном центре итальянский вечер. "Мне пришел на помощь один итальянский доброволец из Таллинна. Мы приготовили пиццу на 40 человек. Без ананаса", - уточняет она, потому что, согласно итальянской традиции, ананас в пицце совершенно неуместен.
Удивительно, но на холод уроженка Южной Италии не жалуется. Ее родной город Кава-де-Тиррени расположен примерно в 300 километрах к югу от Рима и, говорят, там нынче зимой тоже был снег, но с толстым и постоянным снежным ковром в Эстонии его, конечно, не сравнить.
- Честное слово, снег и мороз для меня не проблема. Мой год волонтерской работы заканчивается 1 июня, и я хотела бы продлить его на месяц. Почему бы не остаться и дольше, если мне удастся найти в Эстонии подходящую работу, - Джада открыта интересным предложениям.
В Эстонию в отпуск
"Сверхсрочником" в свое время остался и венгр Криштоф Ковач, который приехал в Майдла добровольцем осенью 2014 года. И хотя в конце концов он собрал свои пожитки, чтобы вернуться на родину, он продолжает приезжать в Эстонию. Оказался он здесь и на прошлой неделе.
- У меня сейчас отпуск, и я хотел показать своей девушке, где я работал и какой жизнью жил. Это было очень счастливое время. Год волонтерской работы очень сильно повлиял на мою жизнь - я до сих пор занимаюсь молодежной работой. Создал свободное объединение, которое работает с воспитанниками детдомов. Опыт в Эстонии заложил основу для этого, - рассказывает он.
Молодежных центров такого типа, как в Эстонии, в Венгрии мало, а те, что есть, работают не так, как должны бы. "К счастью, ситуация меняется к лучшему, но у Эстонии мы можем многому поучиться. То, что в деревне с 700 жителями работает молодежный центр, предлагающий разнообразные занятия и открытый для всех, - это нечто очень особенное".
Не меньше Криштоф восхищен нашей банной культурой. "Баня - это самая классная вещь! В Венгрии мы ходим, может быть, раз в год в термы, но их не сравнить со здешней баней. После окончания волонтерской работы я работал на одном причудском хуторе, где мы строили баню. Теперь я знаю, как это делается".
Криштоф мечтает о бане во дворе своего дома, но пока готовится преодолевать бюрократические препоны. "Без разрешения строить нельзя - кто-нибудь наверняка нажалуется. Но когда я бываю в Эстонии, то всегда хожу в баню".
Контакт остается
Эстонский язык Криштоф помнит до сих пор.
- К сожалению, в Венгрии мне не с кем говорить на эстонском. Дома знание эстонского языка напрямую не пригодилось, но когда я жил в Португалии, то встретил одного эстонца, он был координатором студентов-участников программы "Erasmus", и в его глазах я сразу получил преимущество. Здорово знать язык, на котором говорят всего миллион человек, хотя учить его было трудно. Говорят, что эстонский и венгерский - родственные языки, но если это так, то эстонский язык венгерскому - седьмая вода на киселе, - усмехается он.
Когда-то Криштоф подумывал поступить в таллиннский ИТ-колледж, но в итоге уехал изучать информатику на родину. "Мне очень нравится здешний образ жизни, но в Эстонии могло бы быть потеплее. Поэтому я здесь не живу, но постоянно приезжаю в гости".
Герри Аламетс констатирует, что большинство иностранцев до сих пор поддерживают контакт и позднее приезжают погостить.
- К примеру, Оршойя из Венгрии - большая поклонница Эстонии, с ней мы переписываемся на эстонском. Сейчас она учится в Китае и говорит, что для нее важно выучить китайский вдобавок к эстонскому языку. Подумайте - эстонский язык и китайский язык, - удивляется Аламетс несравнимости масштабов.
Помимо Венгрии и Италии добровольцы приезжали в Майдла из Австрии, Португалии, Германии, Польши, Румынии и Франции. Нового помощника ждут осенью. "Добровольцев я ищу через Эстонское объединение работы с молодежью с особыми потребностями "noOR". Заявки начнут поступать в мае-июне. Сейчас даже не догадываюсь, кто может приехать", - говорит Аламетс.
- Возьмем снова Джаду! - восклицают в ответ Миртель и Керту. Они говорят вполне серьезно.