"О Силламяэ и не только..." - очередное печатное издание Силламяэского городского музея. 120 страниц сборника - это тетради воспоминаний краеведа Василия Давыдова, создателя первого городского музея в 60-х годах прошлого века, труды которого помогают его коллегам хранить историческую память сегодня.
Силламяэский музей издал воспоминания краеведа Василия Давыдова
Директор Силламяэского городского музея Аала Гитт сказала, что тетради Давыдова были переданы хранителю Александру Пополитову очень давно. В них - воспоминания нелегкого детства автора, прошедшего в подмосковной Твери, Вторая мировая война и кропотливое изучение истории Силламяэ.
- Когда мы издали две книги по рукописям воспоминаний авторов, вспомнили, что в музейных фондах есть и эти тетради, - рассказывает она. - В то время, когда первый музей ликвидировался, дневники Давыдова пропали, и спустя время ему пришлось начинать заново - очень хотел оставить их для потомков. Второй экземпляр всегда получается другим, тем более когда пишет уже пожилой человек. Тексты мы не изменяли, но упорядочили хронологию событий, чтобы читателю проще было воспринимать.
Ровесник века
Василий Николаевич Давыдов родился в 1900 году, начал работать с 12 лет, на его глазах свершилась Октябрьская революция, пережил голод и войну - воевал в том числе и на Синих горах. А после войны приехал работать на силламяэский секретный завод в качестве специалиста - имел образование инженера-химика. Спустя годы здесь он и пытался организовать первый музей.
Собеседница добавила, что именно Василий Давыдов открыл широкой публике имена знаменитых силламяэских дачников конца 19-го - начала 20 века, например, установил место, где в Силламягах находилась дача известного русского ученого-физиолога Ивана Павлова. Он первым стал "раскапывать" историю концлагерей, и - видимо, когда до чего-то докопался, - музей прикрыли...
В своих тетрадях Давыдов пишет, что с закрытием музея все экспонаты были расхищены кем ни попадя, а архивы, в том числе и его 20-летние исследовательские труды, пропали. Но благодаря школьным историческим уголкам что-то все-таки сохранилось, например, записные книжки Давыдова нашлись на складе старого имущества центра детского творчества.
Со всеми подробностями
По словам музейщиков, книга опубликована со всеми подробностями, именами и ссылками. Там биографические записи и военный дневник, его наблюдения и размышления.
- Его язык - не сухая констатация фактов, а как художественная литература, читается легко и увлекательно, - подчеркивает Аала. - Своеобразный портрет эпохи через личные мемуары, лично я зачитывалась. Мне кажется очень важным факт, что автор посвящает свои дневники внучке Юленьке и в середине пишет, что его рассказы - для нее, что он не хотел бы, чтобы все подряд это читали, но "...если найдутся люди, которым это в чем-то поможет, отдай это им". Это дает нам право на использование, ведь все это помогает нам не забывать о том, что было, и, кто знает, для кого-то, возможно, послужит уроком.
Силламяэские музейщики искренне сожалеют, что не знают, какова судьба той самой Юленьки. Когда Василий умер, все его родственники уже жили в Питере. "Было бы здорово узнать что-то о них", - мечтают они.
На презентации книги, которая недавно состоялась в музее, прозвучало предложение организовать Давыдовские чтения - по истории города. Хозяева обещали об этом подумать. Но они точно продолжат собирать мемуары местных жителей, а сейчас обдумывают идеи для новых изданий. Пока есть две - книга, посвященная лепнине на домах, или альбом старых фотографий.