Руководившая до сих пор как Нарвским колледжем Тартуского университета, так и новой партией "Эстония 200" Кристина Каллас сообщила, что решила остаться в политике и покидает пост директора колледжа.
"Отказ от поста директора Нарвского колледжа был самым тяжелым решением в жизни"
- Объясни, пожалуйста, подоплеку своего решения. Сложение полномочий директора колледжа выглядело бы логичным, если бы "Эстония 200" прошла в Рийгикогу, но почему ты это делаешь, если партия не преодолела барьер?
- Это все равно логично, потому что я не могу одновременно руководить Нарвским колледжем и "Эстонией 200", которая продолжает деятельность. Физически невозможно жить в Тарту, руководить партией в Таллинне и учреждением в Нарве. Нарвский колледж требует полной самоотдачи и управлять им непросто. Этим нельзя заниматься по совместительству или вдобавок к чему-то еще.
- Почему ты не приняла это решение еще до того, как баллотироваться в Рийгикогу?
- Я ведь не знала, что станет с "Эстонией 200". Участие в политике не было моим осознанным решением. Признаюсь честно - это просто случилось со мной. С момента обнародования манифеста начали происходить разные вещи, и не все они были следствием моих четких решений. У людей возникло ожидание, что мы создадим партию и пойдем на выборы.
Не было так, что одним январским утром я проснулась и подумала, что теперь хочу пойти на выборы в Рийгикогу. Я хотела участвовать в обсуждении некоторых тем в эстонской политике в качестве гражданина и эксперта. В итоге политика унесла меня ветром. Я никогда в жизни не предполагала, что этот ветер настолько сильный.
После обнародования результатов выборов члены партии и правления написали мне: давайте продолжим, мы готовы, у нас есть энергия, но если я решу вернуться к руководству Нарвским колледжем, то эта партия исчезнет. Я чувствую огромную ответственность перед 600 членами и 24000 избирателей.
Думаю, что решение, которое я приняла в среду вечером, было самым тяжелым в моей жизни. В понедельник, вторник и среду я разговаривала с людьми как из колледжа, так и из партии. Советовалась с друзьями, семьей, ректором и деканом, что мне делать. Работники Нарвского колледжа, разумеется, ждали моего возвращения, но я начала думать, что, возможно, в политике я смогу гораздо успешнее отстаивать интересы Нарвы.
- Ты была на этих выборах в числе тех, кто набрал много голосов, но не прошел в Рийгикогу, то есть ты со своими 2306 голосами осталась за дверью парламента из-за общего неважного результата партии. В то же время Калев Калло из Центристской партии, набравший в четыре раза меньше голосов, прошел. Ты переживаешь, что так получилось?
- Не переживаю. На самом деле это убедило меня в том, что мы говорим правильные вещи. У нас просто было очень мало времени, чтобы разъяснить поднятые нами темы. В итоге все свелось к противопоставлению эстонское-русское, но эта тема была одной из семи важных для нас тем. Мы не сумели в достаточной мере привлечь внимание к другим темам.
Через два года пройдут выборы в органы местного самоуправления, и на них ключевую роль для нас сыграют Таллинн, Тарту и Нарва. В этих местах у нас крепкая команда. Надеюсь, что мы сможем сказать свое слово и насчет будущего Нарвы.
Разумеется, меня ужасно мучает совесть и мне трудно таким образом покидать должность директора Нарвского колледжа, но на самом деле моя связь с колледжем сохранится.
- Как часто тебя впредь можно будет увидеть и услышать в Нарвском колледже?
- Я не знаю, насколько часто, но у меня два проекта развития плюс международные конференции, которые я курирую. Я веду дипломников, следующей осенью буду вести предположительно два курса лекций. В этом плане я никуда не денусь - продолжу научную и преподавательскую деятельность.
Но учебное учреждение не может продолжать работать без руководителя. Эти четыре месяца показали, что в отсутствие руководителя организации было трудно.
- Всю Эстонию обошла новость о том, что Нарвский колледж работает на последнем издыхании.
- Это был пример плохой коммуникации со стороны университета. И я не знаю, почему пресса дает такие заголовки.
- Но ты ведь сама сказала, что таким учреждением, как Нарвский колледж, руководить непросто.
- Я имела в виду то, что в регионе нелегко содержать эстоноязычное высшее учебное заведение и оно нуждается в спецфинансировании. Сейчас ведь вопрос в финансовой жизнеспособности всех колледжей, это вопрос не только Нарвского колледжа. Число студентов сокращается во всех колледжах Тартуского университета.
Если раньше существовала система, когда у нас было бесплатное и платное отделения, то с приходом бесплатного высшего образования платное отделение исчезло. Эти учебные места пропали. Так что число учебных мест сократилось, мы принимаем меньше студентов, чем когда-либо раньше, и такая ситуация сохраняется уже несколько лет подряд.
Количество студентов сократилось во всем университете. Другие структурные подразделения университета отчасти финансируют свою учебную работу за счет средств для финансирования науки, но у нас научной работы нет. У нас есть только деньги на обучение, и если число студентов сокращается, то возникают трудности.
- Ректор Тартуского университета Тоомас Ассер в своем письме, отправленном министру образования и науки в конце прошлого года, действительно констатировал, что все региональные колледжи испытывают затруднения. Поскольку у колледжей множество дополнительных ролей помимо предоставления образования, постольку университет в одиночку не в силах их содержать. Нарвский колледж помимо всего прочего играет роль посольства Эстонии. Откуда нужно взять дополнительные деньги?
- Я считаю, что на выполнение регионально-политической роли деньги должны поступать напрямую от правительства. Основное финансирование обеспечивает университет, но дополнительные затраты, сопутствующие работе в регионе, должно, по моему мнению, компенсировать правительство.
- Какой вариант новой правительственной коалиции ты считаешь наилучшим для Ида-Вирумаа?
- Для Ида-Вирумаа, конечно, было бы позитивным присутствие в правительстве Центристской партии, потому что здесь их избиратели. Избирателей Партии реформ в Ида-Вирумаа не очень много. По своему опыту работы директором колледжа могу сказать, что инвестиции в Ида-Вирумаа наконец начали приходить тогда, когда к власти пришла Центристская партия. Потому что Центристская партия не может себе позволить не заниматься Ида-Вирумаа.
Но я все же надеюсь, что Партия реформ теперь тоже обратит взор на Ида-Вирумаа и деньги начнут поступать как Нарвскому колледжу, так и Вирумааскому колледжу Таллиннского технического университета. Обсуждение темы потенциального международного ИТ-колледжа в Нарве тоже следует возобновить.
Но какой бы ни была новая коалиция, вопрос эстоноязычного образования больше не обойти. Искренне надеюсь, что детсады, основные школы и гимназии Ида-Вирумаа получат спецфинансирование. Иначе никакого смысла в этом нет. Каждый может делать громкие политические заявления на тему того, что школы Ида-Вирумаа следует перевести на эстонский язык, но это как с колледжами: если нет спецфинансирования, то ничего не произойдет.
Чтобы содержать высшее образование на эстонском языке как в Кохтла-Ярве, так и в Нарве, приходится прилагать неимоверные усилия, этого нельзя делать без спецфинансирования. Сюда нужно привлекать преподавателей, им нужно больше платить, требуется дополнительный персонал, занимающийся отдельно обучением студентов эстонскому языку. Так что эстоноязычное обучение требует очень много дополнительных средств, и это первое, чем новый министр образования должен заняться.
Вопрос Кохтла-Ярвеской госгимназии нужно решить, ей следует выделить спецфинансирование для развития эстоноязычного обучения.
- Позиция "Эстонии 200" такова, что учащиеся эстонской гимназии не должны оставаться отдельно?
- Да, Кохтла-Ярвеская госгимназия должна быть эстоноязычной школой, где эстонские и русские дети учатся вместе. И для нас не проблема, если русские дети будут в небольшом объеме учиться и на русском языке. Мы считаем, что внимание нужно полностью сосредоточить на качестве эстоноязычной части.
Просто я как директор колледжа знаю, что это значит, потому что сейчас в вуз поступают и с минимальным знанием эстонского языка. То, что я читаю студенту лекцию на эстонском языке, не значит, что он действительно справляется с учебой. У меня есть отдельно консультанты по эстонскому языку, дополнительные уроки, на которых студенты поделены на группы. Чтобы эстоноязычное обучение принесло плоды, нужно выстроить огромную опорную структуру.
В случае Кохтла-Ярве основной вопрос в том, будет ли создаваемая гимназия успешно работать в качестве крепкой эстоноязычной школы. Мы можем решить, что она будет на сто процентов эстоноязычной, но если не будет выделено спецфинансирование, то толку не выйдет. Ключевой вопрос, разумеется, в том, кто руководит школой и на каком языке она работает - в этом вопросе в Кохтла-Ярве допустили огромную ошибку. И вопрос Нарвской госгимназии сможет, наверное, поставить крест на следующем министре образования.
- Член Рийгикогу и Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин обещал продолжить борьбу против госгимназии.
- Да, Стальнухин будет бороться против нее вместе с Вороновым (председатель состоящей в основном из бывших центристов фракции "Kodulinn Narva" Алексей Воронов. - Ред.). Центристская партия ведь больше не контролирует своих в Нарве, и Нарва может превратиться в государство в государстве. То, что сейчас происходит в Нарве, вызывает сильное беспокойство.
Университет торопится с новым конкурсом
Советник по коммуникациям Тартуского университета Мари-Лийз Пинтсон сказала, что Тартуский университет объявит конкурс для замещения должности директора Нарвского колледжа при первой возможности. Сделать это надеются в ближайшие недели.
- Из Устава Нарвского колледжа ТУ проистекает требование, что у директора должна быть докторская степень. Остальные требования мы рассмотрим и при необходимости обновим их, - добавила она.