Несколько лет назад Рийгикогу изменил Закон об организации местного самоуправления, который теперь гласит, что каждый член собрания самоуправления имеет право входить хотя бы в одну комиссию. Необходимость в поправке была вызвана действиями большинства в Кохтла-Ярвеском горсобрании, игнорировавшего оппозицию при образовании комиссий.
ПЕРЕДОВИЦА: Кто контролирует исполнение законов самоуправлением?
После выборов 2017 года такие же проблемы возникли в Силламяэском и Нарвском горсобраниях. Хотя закон формально и гарантирует оппозиции места в комиссиях, оппозиции все равно указали на ее место. Если суды двух первых инстанций сказали, что разрешение таких дел не входит в компетенцию административного суда, то Госсуд изменил в этот вторник прежнюю практику, но тем не менее нашел, что ни член собрания, ни фракция собрания не имеют права обращаться в суд для защиты своих интересов.
Вот и возникло положение, когда в собрании самоуправления можно игнорировать закон, не опасаясь при этом исходящих из этого правовых последствий.
Тут уместно было бы вспомнить недавний спор вокруг йыхвиского бюджета, когда оппозиция нашла, что он был принят с нарушением законов и правил. Изучавшее этот вопрос Министерство финансов ограничилось укоряющим письмом, в котором указало на ряд пунктов, нарушенных при бюджетном производстве. Однако Минфин не дал никаких оценок тому, правомочен принятый таким образом бюджет или нет.
Раньше надзор над законностью самоуправленческих актов и действий осуществляло уездное управление. После ликвидации уездных управлений эти функции хоть и распределили между министерствами, однако похоже, что какой-то правовой пробел тут все же остался.