Поэтесса и писатель Аннели Ламп и ее путешественница дочь Лийзбет в конце сентября прошлого года на поезде отправились в Воркуту, чтобы отыскать там следы отца и деда, находившегося в лагере. "У нас на путешествие ушло 12 дней, а отец отбыл там 12 лет. Отец ехал туда два месяца, а мы - двое суток. Лийзбет 32 года - ровно столько, сколько было моему отцу, когда его доставили в Воркуту", - проводит знаковые параллели Аннели. Впечатлениями об этой поездке они поделились на заседании клуба "Встречаемся в шесть вечера", который действует при Тойлаской библиотеке.
- В чем состояла вина твоего отца, за что отправили на принудительные работы за полярным кругом?
Аннели: В то время, когда советские базы появились на нашей территории, мой отец был профессиональным военным, офицером, ждавшим от Лайдонера приказа вступить в бой. Приказ не поступил. Все прошло гладко, и он оказался в Советской армии. Когда началась война, они отправились на фронт, в Печоры. Как рассказывал отец, с винтовкой и пятью патронами против немецких танков.
Ехали в грузовике, в кабине двое и в кузове двое. Перед Печорами водитель начал осторожно посматривать в сторону отца, затем высказался: "Мы едем в Печоры на верную смерть, я хорошо знаю Печоры, так что если свернем налево, то сможем вернуться обратно". Отец, очевидно, ответил согласием.
Они проехали по Эстонии и отправилась в лес под Виру-Роэла. Там уже много собралось людей, среди них была и моя мама, которая обучалась в животноводческом училище Ваэкюла. Когда поступил приказ отогнать племенное стадо в Россию, директор вместо этого отправил стадо вместе с учащимися в лес.
Отец увидел, что девушка очень расторопная, и сказал ей: "У меня невеста уже есть, а вот младший брат получил хутор и ему хозяйка нужна". Он в тот момент не знал, что истребительный батальон уже расстрелял младшего брата Карла. И вот я начинаю думать, что откуда-то уже просочился слух о том, что мой отец дезертировал.