Новый мэр Нарвы Алексей Евграфов на этой неделе не торопился занять оставленный предшественником шикарный кабинет, и интервью проходило в привычном для него кабинете вице-мэра. Высокого спортивного телосложения, он предстал за рабочим столом, как казалось, в малоудобной позе и с лицом человека, обреченного тянуть суровую управленческую лямку. Ввиду того, что прошлый мэр руководил около 17 лет, приход молодого сменщика не может не интриговать сам по себе.
Чьим человеком является новый мэр Нарвы и что думает о политиках
- Надо признать, что ваше появление в Нарвской горуправе в 2017 году вызвало удивление если не у всех, то у многих. До того казалось, что Алексей Евграфов - это такой скорее оппозиционно настроенный молодой предприниматель, но он тем не менее оказался в одной обойме с нарвскими центристами. Вам самому насколько удивителен был тот старт?
- На самом деле меня несколько раз приглашали и в предыдущие годы, но я не соглашался. В 2017 году согласился, потому что произошла смена депутатского корпуса, и я подумал, что почему бы и нет. И когда я пришел, мы сразу оговорили мою самостоятельность в работе, невступление в партию, а также то, что я буду заниматься конкретными делами в городском хозяйстве, то есть тем, что можно потрогать, увидеть результат. Все это соблюдалось, за что стоит сказать спасибо и прошлому мэру Тармо Таммисте, и членам горсобрания.
- Что семья, близкие говорили полтора года назад и что говорят сейчас, когда вы стали мэром?
- Поддерживают и переживают. Внутри семьи все это обсуждалось.
- Переживают, что реже будут видеть вас дома?
- Нет, переживают из-за отношения общественности: все эти комментарии в сети, особенно анонимные. Мы прежде не были публичными людьми, и внимания к себе, честно говоря, не всегда хочется, а на этих должностях ты постоянно под прицелом и за тобой постоянно следят, в хорошем смысле слова.
Если я, допустим, могу читать комментарии в сети, отделяя конструктивную критику от откровенного хамства, то моим родителям это не удается. Хоть я прошу их не читать и не воспринимать это близко к сердцу, но маму все равно приходится регулярно успокаивать. А теперь всего этого еще больше. Так что по близким бьет, к сожалению, очень сильно.
- Не раз доводилось делать интервью с вашим предшественником Тармо Таммисте (был мэром Нарвы до 15 марта 2019 года. - И.С.), и я спрашивал, почему он не выходит в социальные сети, не общается с людьми в "Фейсбуке", к примеру. Он отвечал, что нет ни времени, ни желания. В вашем лице мы наконец видим мэра Нарвы в режиме онлайн?
- Со своей страницы в "Фейсбуке" я сейчас убрал много личных публикаций и теперь стараюсь размещать больше про жизнь Нарвы. Также отслеживаю несколько групп, связанных с нашим городом. Правда, сам туда не пишу, чтобы не разводить пустых дискуссий. Если читаю про действительно проблемные места, то сразу передаю эту информацию специалистам.
- Теперь в должности мэра на это может действительно не хватать времени, так, может, горуправе стоит завести кого-то наподобие веб-констебля?
- Я так или иначе просматриваю публикации вечерами и в выходные дни, это занимает не так много времени и нравится мне. Я должен понимать, что происходит. Поэтому еженедельно хожу по городу пешком и объезжаю его на машине, смотрю на состояние дорог, как дела с уборкой и так далее.
- В определенных кругах расхож вопрос: кто из влиятельных местных фигур стоит за приходом Евграфова к власти и насколько он, то есть вы, самостоятельны в известном смысле? Есть версия, что вы - человек Ефимова. (Александр Ефимов - бывший центрист и председатель Нарвского горсобрания, юрист по профессии, в 2018 году вынужденно покинувший публичную политику из-за уголовного наказания за мошенничество с деньгами по больничным листам. - И.С.)
- Не стал бы говорить, что я конкретно чей-то человек. Я волейболист, то есть командный игрок, и работаю тоже в команде. Вокруг меня всегда есть несколько человек, на которых могу положиться. Они есть как внутри горуправы, так и в горсобрании.
По поводу конкретно Александра Ефимова: мы с ним знакомы очень давно, еще со времен моей работы в гостинице и ресторане. Он заходил туда, но так же приходила еще сотня человек, с которыми я тоже знаком. В горуправу меня приглашал Тармо (Таммисте), с которым мы знакомы тоже по гостинице. Поскольку речь шла об одной из ключевых позиций в городе, на встрече со мной присутствовал, помимо Тармо, Александр - председатель горсобрания, руководитель центристской фракции Алексей Воронов и кто-то еще был.
Такого, чтобы кто-то приходил и продвигал меня - просил поставить в вице-мэры Алексея Евграфова, точно не было. И с моей стороны таких просьб - взять меня - тоже не было. Честно скажу, тогда я шел на более плохие условия, в том числе финансовые, но это был вызов. То же самое сейчас и с мэрством.
Но надо четко понимать: если я пришел на эту должность и меня выбрало большинство в городском собрании, значит, я вижу курс развития города таким же, каким видит это большинство. Мы можем спорить с депутатами по каким-то конкретным вещам - и отличные от них мысли у меня есть, но мы все обсуждаем и стараемся приходить к консенсусу.
- Единодушия с горсобранием не было последние полгода у прошлого мэра Тармо Таммисте.
- Это точно на сто процентов, но я не хочу выносить в печать примеры. Потеря контакта между мэром и горсобранием была видна невооруженным глазом.
- Какие выводы сделали, чтобы подобного не повторилось и у вас?
- Мы с Тармо разные, и работаем абсолютно по-разному. Мне было комфортно с ним, он мне абсолютно доверял и никогда не вмешивался в мою работу вице-мэра. Но в отличие от него я не пошел бы в горсобрание с проектом решения, предварительно не заручившись там поддержкой. Глупо выносить в зал горсобрания какие-то большие вещи, заведомо зная, что там они будут приняты в штыки. Поэтому я сначала обговариваю сложные моменты, спорные вещи, стараюсь найти консенсус, а только после этого переношу все на бумагу. Но и это не гарантирует, что потом в зале не пойдут сложные обсуждения.
- Расхождения во взглядах горуправы и депутатов показало злополучное решение о недофинансировании работы над заявкой Нарвы на титул культурной столицы Европы.
- Да, по культурной столице вопрос больной, и мне очень жалко, что так получилось. Потенциал был, можно было продолжать работать. Тармо как мэр возглавлял комиссию, и ему с членами горсобрания надо было по-другому построить диалог.
- Никто не хочет вслух критиковать своих предшественников, но конкретно в вопросе о культурной столице вы готовы сказать, что мэр Таммисте недоработал?
- (Задумался.) Мне кажется, тут мы все недоработали. На первом этапе ходатайства Нарвы на титул культурной столицы я вообще не был погружен в это, но я - человек команды и ответственности с себя не снимаю. Можно предполагать, что я всегда мог поинтересоваться ходом дел и, может быть, спросить об этом у коллег, когда надо было. Если скажу, что мне было некогда, то это оправдание будет звучать по-детски. (Рассмеялся.) Обвинять тут никого нельзя, просто получилось так, как получилось, к сожалению. Как раз сейчас мы попробуем приложить усилия, чтобы восстановить ситуацию, собрать новую рабочую группу…
- Это расхожая фраза: "Обвинять никого нельзя". Но люди часто хотят, чтобы кого-то как раз обвинили и виновных наказали.
- Как я уже сказал, к культурной столице я отношения прежде не имел - не видел документов, не присутствовал при общении депутатов с мэром и комиссией, поэтому сейчас у меня просто нет информации, чтобы кого-то обвинять.
- В молодости после учебы в Таллинне почему вы вернулись в Нарву?
- Был идеалистом. Сейчас тоже, но уже больше прагматизма. Раньше думал, что вот вернусь и буду работать на благо родного города, чтобы что-то здесь поменять. Так, мы вдохнули жизнь в гостиницу "Ингер" и там же начинали организовывать многие культурные и спортивные мероприятия, только чтобы люди приезжали сюда ночевать.
- Имея новенький диплом по специальности "административное управление", вы планировали устроиться в нарвском самоуправлении?
- Да, я тогда хотел работать в горуправе, но почему-то не получилось. Поступил в госслужбу окружающей среды, потом работал в таможне, "Элионе", а потом в горуправу уже не хотел. Может, на тот момент я в чем-то уже разочаровался.
- В те годы вы были настроены критично по отношению к местной нарвской власти, частью которой стали позднее?
- Конечно был, когда еще состоял в реформистской партии. Но это было, скорее, из-за молодости, когда ты не допускаешь никаких других вариантов, придерживаешься крайних взглядов. С возрастом это проходит, и сейчас я готов брать хорошие идеи отовсюду.
- Известный факт, что вы являетесь жителем соседнего Нарва-Йыэсуу…
- Нет, я житель Нарвы и прописан в Нарве. Но физически ночую в Нарва-Йыэсуу.
- Мэру Нарвы не приходится разрываться между двумя городами?
- Абсолютно нет, потому что душа все равно в Нарве - это однозначно мой родной город.
- Как известно, в 2016-2017 годах обсуждался вопрос о слиянии этих двух городов, но решилось иначе. Не думаете, что есть основания снова поднять эту тему?
- Я бы взвесил этот вариант, и однозначно надо спросить мнение жителей обоих городов. Если они скажут да, значит, это будет сигналом к тому, что это действительно интересно и жизненно важно.
- В ноябре 2017 года, став вице-мэром Нарвы по вопросам городского хозяйства, вы в ответ на мой вопрос признались, что криминальные дела пары людей из этого кабинета - Софьи Хомяковой и Андрея Филиппова - заставили вас крепко задуматься над предложением мэра Таммисте занять должность. "Вопрос больной, и я надеюсь, что это обойдет меня стороной", - прокомментировали вы то, что предшественников выводили отсюда в наручниках. За полтора года службы у вас в действительности возникали потенциально коррупционные ситуации?
- На этой работе ты принимаешь в день десятки решений, которые часто могут быть отличными от мнений тех, кто принимал участие в обсуждениях. Многие бумаги подписываешь на доверии, невозможно же досконально изучить, например, каждый нотариальный договор.
Через этот кабинет проходит столько людей! И ты не можешь знать про каждого, что он там себе думает, с какой целью пришел, чего хочет. Уверен, что при чьем-либо желании можно человека отсюда забрать - потом отпустить, но уже все равно ты будешь для всех "сбитым летчиком", как сказали когда-то про Валерия Карпина.
Я знаю, что и для чего я делаю, и знаю, что есть риск, но моя главная задача - сохранять право честно смотреть в глаза членам своей семьи и друзьям. Подвести их - самое последнее дело.
- Пока никто сильно не копается в прошлом нового мэра Нарвы - расскажите сами, какие скелеты у вас в шкафу.
- Нарушения водительские были, естественно, штрафы за превышение скорости.
Также была одна нехорошая ситуация в гостинице: там происходила смена владельца и на меня завели уголовное дело, которое было закрыто через пять лет за отсутствием состава преступления. Подозревали, что я украл деньги и имущество - это всё ерунда. Обвинение было шито белыми нитками, просто новый владелец выживал старого, из чьей команды был и я.
- Участники той истории, которой лет десять, сегодня могут оказывать давление на вас в должности мэра? Или просто портить настроение?
- Всё настроение, которое мне можно было испортить, давным-давно испорчено за те пять лет. Что касается рабочих отношений с теми или иными людьми, то любая личная неприязнь должна прекращаться, и я уверен в этом на тысячу процентов. Я могу не подавать руку человеку, но рабочий вопрос с ним буду рассматривать, и несколько подобных встреч у меня было за последнее время.
- Нарва - город не очень большой, и некоторые напоминают, что вы близки к людям из строительной фирмы "Вант". Вот прямо сейчас у вас на столе, на еженедельнике мэра города лежит ручка с логотипом этого предприятия. Это можно счесть тонким моментом, и кто-то будет внимательно следить, чтобы "Вант" не получил от властей особых привилегий.
- Да пожалуйста! Глава "Ванта" Юрий Барков - член нашей градостроительной комиссии, там он и подарил мне эту ручку.
Мне смешно слышать от людей подобные вещи. Такое могут говорить те, кто не сталкивался ни с госпоставками, ни с контролем над госпоставками. Да, мы дружим и общаемся с ними много лет, и кроме "Ванта" я знаю все строительные фирмы… Люди живут, наверное, понятиями 90-х годов, когда, как я предполагаю, можно было что-то такое делать.
- Подождите, это же история прошлого месяца, когда по подозрению во взяточничестве при проведении именно госпоставок был посажен под арест Алексей Воронов.
- Вот и правильно: история господина Воронова как раз показывает, что все госпоставки под контролем.
- Сейчас горячая тема - новая правительственная коалиция. Что вы думаете о ней, глядя из нарвской мэрии?
- Я не хотел бы даже говорить об этом. Считаю, что это - обман Центристской партией своего избирателя.
Тем и нравится мне городское хозяйство - в нем есть конкретное дело, есть результат, а если его нет, то можно с кого-то спросить. В политике же девяносто процентов болтовни - и никто не несет ответственности за свои слова. Это все безумно раздражает меня, и я стараюсь держаться подальше.
АЛЕКСЕЙ ЕВГРАФОВ
- Родился в Нарве 24 ноября 1979 года.
- Закончил Пяхклимяэскую гимназию Нарвы (1998) и Таллиннский педагогический университет по специальности "административное управление" (2002).
- Работал таможенным инспектором на Нарвском погранпункте (2003-2005), директором гостиницы "Ингер" и ресторана "Сальвадор" (2005-2009), руководителем нарвской группы отдела технического обслуживания "Элион" (2009-2011).
- Участие в предприятиях: партнер кассы по безработице по обучению НКО "J.O.B." (2009-2017), производитель и продавец байковых одеял ТОО "WOT" (2010-2017), представляющее в Эстонии голландскую косметическую фирму ТОО "Ranail Stuudio" (2015-2017).
- С 7 ноября 2017 года член Нарвской горуправы в должности вице-мэра по вопросам горхозяйства, с 15 марта 2019 года в обязанностях мэра, 8 апреля избран на должность мэра Нарвы.
- Был членом Партии реформ (2001-2006). Безуспешно баллотировался в Нарвское горсобрание - в 2002 году по списку Партии реформ и в 2005 году по списку Центристской партии.
- Занимается волейболом с восьми лет: закончил нарвскую спортшколу "Энергия" и поныне играет в чемпионате Эстонии за ветеранскую сборную Нарвы.
- Женат, воспитывает двоих сыновей (8 и 12 лет), тоже увлеченных спортом - плаванием и футболом.