Лагле Арм одинаково хорошо разбирается как в цифрах, так и в людях. Вдобавок к успешной бухгалтерской фирме "FMJ" и хутору "Lammas ja Roos" она обогащает свою жизнь регрессионной терапией, помогая и другим извлечь максимальную пользу из своего внутреннего багажа.
Женщина, полная сил
Лагле по образованию математик, поэтому можно подумать, что она как никто другой крепко стоит обеими ногами на земле. Но не тут-то было! Не один раз она шла навстречу неизвестности, положившись лишь на свой внутренний голос. И пока он ее не подводил.
Ожидаемое начало
Тем не менее начало трудовой жизни после университета было ожидаемым: сначала работа в вычислительном центре при Ныоской реальной гимназии, затем в "Merit Tarkvara", где она поначалу работала программистом, но вскоре ей пришлось заниматься также обслуживанием клиентов, внедрением программного обеспечения и его продажей.
Когда работа в компьютерной фирме исчерпала себя, Лагле перешла в созданную ее тогдашним супругом бухгалтерскую фирму "FMJ" и спустя год стала ее собственницей.
- Вместе с этим появилась огромная ответственность. Раньше предполагалось, что не я одна несу ответственность, и вдруг этого не стало. Я словно получила тумака. Думала, что же мне теперь делать. По совету одного знакомого пошла на курсы для руководителей, где познакомилась с Яаком (нынешний супруг Яак Арм. - Ред.). Случайностей в жизни не бывает, - уверена Лагле.
Переезд к мужу из Тарту в Ида-Вирумаа открыл новые возможности для работы, но бухгалтерская фирма осталась. "Я связана с этой фирмой теперь уже 15 лет, она очень крепкая и хорошая, я бы сказала, лидер в области бухучета. Там работают профессионалы своего дела".
Лагле до сих пор принадлежит мажоритарная доля предприятия. Исполнительным руководителем и миноритарным акционером является Кайе Мойза, дочь Яака. "Я являюсь пассивным собственником и наслаждаюсь ролью ментора".
В йыхвиском и тартуском офисах фирмы работают в общей сложности семь человек. Для Лагле важно предлагать приятную и развивающую рабочую обстановку. "Я всегда думаю о том, что человек отдает восемь часов своего дня, лучшее время, когда он свеж, полон энергии и радости. Рабочее место должно предлагать ему что-то взамен. По моему мнению, самое важное - чтобы человек мог себя реализовать".
Почему сама Лагле не реализует свой потенциал активно в бухгалтерской фирме?
- В какой-то момент я поняла, что руководитель фирмы, конечно, хочет, чтобы бухгалтерия была качественной, но на самом деле это не то, чего он хочет для себя - он просто выполняет закон. Я завидовала тем, кто предлагает такую услугу, которая помогает человеку обрести душевное спокойствие. Так я пришла к регрессионной терапии.
Выросло нечто новое
Следует уточнить, что еще до этого Лагле отправилась руководить Силламяэским центром реабилитации наркоманов. С 2014 года работа и учеба шли параллельно.
- На самом деле я искала в фирму бухгалтера. По какой-то причине открыла это объявление о вакансии и решила, что такой жизненный этап должен быть в моем CV. Так я оказалась в Силламяэ. Я не верила, что меня выберут, но когда пришел ответ из Министерства социальных дел, то я осознала: "Лагле, теперь тебе действительно придется изменить свою жизнь!".
В реабилитационном центре Лагле увидела ту сторону жизни, с которой она раньше не сталкивалась.
- Находясь в таком месте, пытаешься понять, что заставляет человека так разрушать себя. Но это меня не испугало - это жизнь. Я помню, что когда я впервые пришла в центр и искала нужную дверь, там на улице дралась какая-то компания. Они чуть не налетели на меня, но у меня не возникло желания развернуться и уйти. Чувствовала внутри некое спокойствие и решимость.
Лагле работала в Силламяэ до реорганизации работы учреждения и объединения реабилитационного центра с Вильяндиской больницей.
- Я не думаю, что мне было предначертано там остаться. Мне нужно было сделать некоторые вещи, в том числе и для себя, и в какой-то момент они закончились. В то же время я училась в Таллинне в Институте холистики, так что у меня уже зрели другие планы. Товарищи по учебе говорили, что во мне, наверное, прорастает что-то новое. Сама я этого пока не видела.
Полтора года назад исполнилась мечта Лагле о собственном кабинете для работы терапевтом. Холистическую студию, расположенную в Йыхви, она делит с тренером по пилатесу Катей Лойде и массажистом, мастером рейки и психологом Иваром Эдала.
Клиенты Лагле - люди, которые хотят изменить свою жизнь, например, улучшить отношения или укрепить здоровье.
- Принять решение в пользу регрессионной терапии мне помогло то, что более десяти лет назад ко мне в руки попал один журнал, где об этом говорилось. Когда я его читала, во мне что-то дрогнуло. Когда закончился мой первый брак, у меня было сто тысяч вопросов, почему моя жизнь сложилась именно так и что еще меня ждет. Мне казалось, что другие виды терапии не дают удовлетворяющих меня ответов.
Испытать этот метод на практике, то есть на себе, она тогда не могла.
- В тот момент это было для меня слишком дорого. Я как раз осталась одна с младшим ребенком в старом доме. Самым важным было сложить новую печь, заказать дров на зиму, контролировать дела в фирме - прагматичные вещи, чтобы выжить, - вспоминает Лагле. - Но эта мысль не ушла, и когда я была в Силламяэ, то сомнений уже не осталось. Я знала, что теперь начну это изучать.
Работа с собой
В этом году учеба подойдет к концу. "Первые полтора года пришлось работать с собой, и только после этого можно было обучаться профессии. Работа с собой показывает, подходит ли тебе эта терапия. Если эта философия тебе не по душе, то нет смысла ее изучать, ведь есть очень много других видов терапии", - констатирует Лагле.
В регрессионной терапии применяются различные техники, но основной метод - это путешествие в свой внутренний мир. Путешествие совершается под руководством терапевта в измененном состоянии сознания, чтобы человек "оставил" контроль. Так он сможет испытать вещи, которые он, будучи в обычном состоянии сознания, подавляет, и сможет проработать то, что перестало служить его интересам. Проработка опыта позволяет освободиться от тягостного "рюкзака, наполненного камнями".
- Терапия позволяет выявить повторяющиеся паттерны поведения человека. Появляется возможность взглянуть на вещи с иной точки зрения. Зачастую люди даже не подозревают, как много у них возможностей выбора. Люди могли бы больше гордиться собой и радоваться за себя, но нередко их сдерживают какие-то убеждения. Например, знакомое многим "Не все коту масленица".
Лагле говорит, что регрессионных терапевтов в Эстонии не так уж мало, но в нашем регионе этот вид терапии малоизвестен. "На самом деле в нем нет ничего чужеродного или подозрительного, потому что духовно мы невероятно богатый народ", - рассуждает она, ссылаясь на эстонскую народную мудрость, связанную с применением лекарственных растений и банными ритуалами, где человек тоже рассматривается как единое целое.
- Дух и тело неразделимы, как автомобиль и водитель, если есть цель куда-то добраться. Если сравнивать с деревом, то дух - это тот кладезь, откуда корни черпают силу и питают дерево, чтобы оно само и каждый его листик были здоровыми и витальными. Телесные проблемы человека нередко связаны с его мышлением и действиями. Если тело дает сигнал, то нужно навести порядок в голове. Всевозможные депрессии и тревоги ведь связаны с некими страхами и попытками с ними справиться. Если их осознать, то в жизни появятся новые возможности.
Лагле проводит параллели и со своей первой специальностью.
- В математике есть такие понятия, как бесконечность и предел. Человек подобен бесконечному океану: как только доходишь до некой черты, оказывается, что там открывается новый горизонт. Умение использовать свои ресурсы и осознавать свой выбор, жить своей жизнью в полную силу и мощь - что может быть лучше?
Эффектная хуторянка
Холистическая студия сейчас на первом месте в трудовой жизни Лагле, но не заполняет всю жизнь. Утренние часы зарезервированы для работы на хуторе - расположенный под Ийзаку хутор "Lammas ja Roos" требует внимания. Хрупкую женщину с внешностью эффектной городской дамы трудно представить в роли хозяйки хутора, но и в этой роли Лагле в своей стихии.
- Я могу надеть шляпу и розовые резиновые сапоги и пойти в хлев. Это вовсе не проблема, - смеется она. Также для нее не представляет проблемы уборка лошадиного навоза. Это не навоз, а чистое золото, уточняет Лагле, которая также является страстным розоводом.
- У нас на хуторе есть традиция отмечать Вальпургиеву ночь, и уборка навоза - как отче наш в церкви. В первый год я убрала его сама и раздала людям, чтобы наш хутор помог их розам зацвести. Во второй год был такой сильный ливень, что сделать это не получилось. Я видела, насколько люди были расстроены. В третий год я запасла мешки и белые перчатки, сказала собравшимся, мол, теперь посоревнуемся, кто быстрее: внимание, марш! После этого соревнование по уборке навоза стало частью празднования Вальпургиевой ночи и проводится всегда, независимо от погодных условий.
Хотя в Ида-Вирумаа Лагле переехала из Тарту, ее отчий дом тоже находится в деревне - в Трийги. Несмотря на это, животноводство было для нее в новинку.
- Овцы были моей идеей. Думала, что они могли бы "косить" траву. Когда мы с Яаком съездили в Норвегию и он увидел их своими глазами, дело было решено. В первую весну Яак сказал, что он не может принимать окот и мне придется делать это самой. Я училась по видео на "Youtube" и замучила одного специалиста по сельскому хозяйству вопросами о том, как это делается. Потому что когда настанет момент, ты должен знать, что делаешь. На самом деле мне даже понравилось. Процесс казался совершенно естественным и шел сам по себе.
Теперь овцами, как и изготовлением мясных деликатесов, больше занимается Яак. Когда хутор "Lammas ja Roos" предлагает кейтеринг на каком-нибудь мероприятии или принимает гостей в День открытых хуторов, то мясные блюда готовит Яак. Лагле впечатляет гостей своим фирменным десертом "Павлова" и салатами.
В проходящий каждое лето День открытых хуторов дом семьи Арм посещают сотни людей. Сама семья тоже большая: у Лагле трое детей, у Яака пятеро. Внуков на двоих уже шестеро. "На Рождество мы стараемся собраться все вместе, но кто живет далеко, тот не всегда успевает".
Дело в том, что у Лагле одна дочь живет в Африке в Уганде, а вторая в Финляндии. Только сын остался в Эстонии.
- Думаю, что мир стал очень открытым, и было бы странно, если бы я пыталась это скрыть и удерживать детей подле себя. Считаю, что гораздо круче садиться в самолет и лететь в гости - так благодаря своим детям мне удается повидать мир. Этой весной мы снова отправимся в Уганду.
По завершении беседы Лагле отправится на урок балета.
- Есть ли на свете девочка, которая не мечтала стать балериной? Вряд ли. Для меня это не было страстной мечтой, но в студенчестве, когда я попала в группу народного танца, там для разогрева делали балетные упражнения. И мне безумно понравилось, больше, чем народный танец. Когда Аве Яэгер начала вести балетную тренировку для взрослых, я подумала: "Не может быть"… Думаешь, что это единственная тренировка, куда бы ты стала ходить, и тут тебе говорят, что она будет проходить в Ийзаку… Я занимаюсь уже несколько сезонов, и это отличная возможность уделить время себе.