Согласно свежим подсчетам, Ида-Вирумаа остается регионом с самым высоким уровнем зарегистрированной безработицы - 8,8 процента. Тревожная новость поступила из Нарвы: об увольнении свыше сотни работников только что заявил производитель модульных домов, у которого, как казалось, дела идут очень хорошо.
В Нарве объявлено о новом большом сокращении кадров
В Эстонской кассе по безработице главный специалист по реагированию на сокращения Кайа Сависто подтвердила "Северному побережью": ОÜ Modulehouse прислало 3 июля первое уведомление о коллективном сокращении 109 работников.
Второе уведомление фирма может представить кассе по безработице 18 июля и тогда же выдать работникам уведомления о сокращении.
Как указано в первом уведомлении от Modulehouse, причиной коллективного сокращения является прекращение деятельности фирмы, и сокращаются все работники.
"Касса по безработице с первого дня объявления о сокращениях тесно сотрудничает с работодателями, - комментирует Сависто. - Одна часть этого сотрудничества затрагивает корректное оформление документов, чтобы люди смогли получить все предусмотренные в таких случаях возмещения, а вторая часть - это работа с людьми и информирование их о возможностях кассы по безработице еще до того, как они зарегистрируются у нас".
Фирма Modulehouse имеет таллиннский юридический адрес, но производство налажено на территории промпарка Intec-Nakro в Нарве. Предприятие специализируется на строительстве сборных деревянных каркасных модульных зданий под ключ, то есть с полной внутренней отделкой перед сборкой на стройплощадке. Судя по информации на веб-сайте предприятия, оно активно сотрудничало со шведскими и норвежскими заказчиками.
Из открытых источников следует, что в ОÜ Modulehouse на данный момент 111 работников, у фирмы миллионные квартальные обороты, но также есть и налоговые долги перед государством - в сумме свыше 54 тысяч евро.
Член правления Modulehouse Евгений Рыбаков рассказал, что в понедельник, 15 июля, к ним приехал главный акционер - гражданин России, и в общем сложилось впечатление, что предприятие действительно прекратит свое существование.
По словам Рыбакова, производство встало в первых числах июля, еще 13 работников сейчас завершают монтаж домов по месту. "И на этом всё: коммерческая деятельность компании вообще остановится с первых чисел августа".
"На этой неделе мы сообщим о своей неплатежеспособности, и будет рассматриваться вариант банкротства, - говорит Рыбаков, констатируя, что с какого-то момента у компании не осталось средств на выплату зарплат. - Мы не хотим навредить людям больше и не хотим запустить эту ситуацию".
Взялись за сложный проект
Однако, по словам Евгения Рыбакова, рыночная ситуация сама по себе не предопределяла такого развития ситуации: "Мы развивались довольно динамично, и в 2018 году увеличили оборот, наверное, в два с половиной раза - до десяти миллионов евро".
Руководитель объяснил, что предприятие Modulehouse заключило в 2017 году большой и долгожданный договор с норвежским партнером - дочерней компанией шведской Scanska AB, тем самым подключившись к большому, технически сложному и даже порой рискованному проекту с низкой маржинальностью. "К сожалению, возник большой убыток. В принципе, тот проект закончен: дома сданы и в них в ноябре 2018 года въехали люди, но мы до сих пор не получили ни цента тех денег".
О сокращающихся с производства работниках Евгений Рыбаков рассказал, что это самые разные специалисты: и столяры, и сантехники, и отделочники всех мастей, и специалисты по вентиляции и так далее. Основная же часть людей занималась производством деревянных каркасов - сборкой стеновых, половых, потолочных элементов.
"Думаю, по крайней мере какая-то часть наших работников будет интересна, например, нашим конкурентам - тем, кто занимается деревянными зданиями", - предположил Рыбаков, при этом признавая с удивлением, что именно в Ида-Вирумаа больших конкурентов нет; в целом же по Эстонии производство деревянных домов хорошо развито, а ближайшие схожие предприятия, как припомнил Рыбаков, находятся в Раквере.
"Мы до последнего верили в благополучный исход. К нам приезжали возможные инвесторы из Швеции, Финляндии, России, Швейцарии и даже из Саудовской Аравии. Но, к сожалению, не удалось привлечь никого, кто мог бы вложить дополнительный капитал. Несмотря на то, что договоров у нашей компании сейчас до октября следующего года, то есть работы на самом деле очень много - где-то на 12-15 миллионов евро в год", - рассказал Рыбаков.
Завершающий свою работу руководитель предприятия добавил, что в Modulehouse всегда придерживались принципов честной, открытой работы, поэтому и поставщики, и субподрядчики, и клиенты компании уже знают о том, что производство закрывается.