:format(webp)/nginx/o/2019/08/12/12461096t1h23ca.jpg)
Овцы мызы Аа, которые, по утверждению хозяина, были взяты с целью приведения усадебного парка в порядок, имеют доступ и к веранде усадебного особняка - ущерба зданию это не наносит, однако Департамент охраны памятников старины уместным это не считает.
Руководитель отдела культуры газеты "Postimees" Хейли Сибритс, уроженка деревни Аа, опубликовала в социальных сетях в понедельник фотографии овец, разгуливающих по лестнице особняка мызы Аа, находящегося под охраной, и того, как веранда исторического здания усыпана овечьими какашками.
"Если бы я увидела такое в советское время, то… Но сегодня? Невероятно. Овцы просто загаживают историческое здание, которое еще несколько лет назад было в хорошем состоянии. У меня нет слов. Эти овцы не случайно выбежали за ограду, они прямо живут под лестницей и на веранде", - рассказывает Сибритс в посте, где она в числе прочего утверждает, что хозяин комплекса Янек Лайнъярв занимается уничтожением мызы.
Для ухода за усадебным парком
По словам Янека Лайнъярва, владельца усадебного комплекса Аа и связанного с ним дома престарелых, утверждение, что овцы прямо живут на веранде и лестнице усадебного особняка, неверно, и животные могут попасть туда только тогда, когда ворота открылись или упавшее дерево сломало забор.
"Должен признать, что пять лет назад я купил усадебный комплекс не с целью его уничтожить. И я в действительности не понимаю, как и каким образом овцы могут уничтожить дом. Известно, что овцы являются травоядными и не питаются камнем и деревом, - считает Лайнъярв опубликованный пост разжиганием конфликта.
Причина, по которой овец привлекает усадебный парк, кроется в том, что парк сильно зарос, и как раз на помощь овец в деле приведения его в порядок и надеются. "Обсудив вопросы с разными людьми и ведомствами, мы в ходе совместной работы пришли к выводу, что самый простой и экологически безопасный способ восстановления парка - это взять овец, которые съедят не нужные парку сорняки и кустарники". В этом плане проект оказался, скорее, успешным: окрестности пруда, где находится загон для овец, за три года совершенно преобразились, и уже следующим летом хозяин надеется снова посеять там семена травы, а затем начать окашивать участок, и овец отправят выполнять свою работу в другое место.
Кроме того, по словам Лайнъярва, овцы также оказывают терапевтическое действие на людей в доме попечения. Подопечные помогают ухаживать за овцами и делают это с удовольствием. "Но случается, конечно, и так, что они забывают закрыть калитку, и овцы могут выбежать и напроказничать", - сказал хозяин.
Овец надо держать подальше
Ида-вирумааский советник Департамента охраны памятников старины Калле Мерилай, в понедельник посетивший мызу Аа, сказал, что овцы действительно забрели на веранду усадьбы, хотя у них не должно быть туда доступа. "Хозяин пообещал закрыть веранду так, чтобы животные больше не могли туда попасть", - сказал он, добавив, что в главное здание овцы не могут попасть и сейчас, также они не гуляют по бокам или перед зданием, только с задней стороны.
По словам Мерилая, у него нет оснований полагать, будто хозяин умышленно отправил овец в заднюю часть усадьбы, и он верит, что их соглашение в той части, что касается ограждения веранды на случай, если овцы снова случайно выберутся из загона, будет соблюдаться, ведь до сих пор собственник мызы Аа выполнял все рекомендации, которые департамент делал с целью сохранения здания.
"Могу вас заверить, что с точки зрения сохранения здания положение удовлетворительное: крыша не протекает, водосточные желоба предотвращают стекание воды по штукатурке, двери и окна на месте и подвал сухой, - перечислил он и выразил надежду, что в будущем хозяин найдет возможность сделать также инвестиции и начать использовать здание. - В последние годы мы согласовали ряд специальных условий и проектов для комплекса и надеемся, что эти планы будут реализованы в ближайшем будущем".
:format(webp)/nginx/o/2019/08/12/12461097t1h3bb1.jpg)
МЫЗА АА
Это один из старейших и наиболее представительных мызных ансамблей с господским домом на северном побережье Эстонии, который является замечательным примером барочного здания в этом регионе.
Господский дом усадьбы представляет собой здание в стиле барокко с характерными для второй половины 18-го века планировкой и распределением масс. Оштукатуренное каменное здание с четырехскатной крышей в центральной части имеет два этажа, а крылья здания одноэтажные, с высоким цокольным этажом. У переднего фасада находятся два боковых ризалита и веранда между ними, у заднего фасада - сильно выступающий средний ризалит. Стены здания расчленены пилястрами, под свесом крыши профилированный карниз, а над входом оформлен широкий фронтон с волютой, украшенный флюгером и вазами. У переднего фасада находится также большая историчная деревянная веранда с богатым деревянным кружевом и двускатной крышей. Из-за обширных переделок и капитальных ремонтов в интерьере сохранилось очень мало оригинальных деталей.