Тынис Лукас: "Только на европейские деньги Эстонию Эстонией не сохранишь"

Сирле Соммер-Калда
Copy
Tынис Лукас.
Tынис Лукас. Фото: Пеэтер Лиллевяли / Põhjarannik

Министр культуры Тынис Лукас согласен с оценкой Госконтроля, что обучение взрослых эстонскому языку слишком зависит от европоддержки, а также просит у государства дополнительные деньги, чтобы целевое учреждение интеграции смогло предлагать бесплатные курсы большему числу желающих.

- В опубликованных на прошлой неделе результатах аудита Госконтроля отмечено, что изучать эстонский язык хотят в несколько раз больше взрослых, чем в состоянии обучать государство. В последний раз на бесплатные языковые курсы "разыграли в лотерею" около 1100 мест, и они оказались заполнены за несколько минут. Госконтроль указал, что частичная организация языкового обучения за счет внешних поддержек привела к неравномерности финансирования, и тут должна вырасти роль государства. Вы согласны с этим?  

- Да, конечно: только на европейские деньги Эстонию Эстонией не сохранишь. Те сферы деятельности, что важны для эстонского государства, мы должны быть в состоянии финансировать стабильно. 

Европейские деньги ничем не хуже денег эстонского налогоплательщика, ведь Эстония тоже платит за членство в Евросоюзе. Но, с другой стороны, обучение должно проходить не только в рамках проектов и в зависимости от них: то есть, если деньги из Европы придут, то они будут, а если нет, то они прервутся.  

Надо обеспечить стабильность и поэтому мы должны быть готовы к тому, что если европейское финансирование уменьшится, то это придется компенсировать деньгами эстонского налогоплательщика. Тут скидок делать нельзя.  

Я ходатайствую об увеличении бюджета целевого учреждения интеграции на следующий год, чтобы мы смогли удовлетворить потребности большего числа людей, изучающих язык. Бесплатное обучение надо бы организовать для как можно большего количества желающих, чтобы их пыл не угас, и они не разочаровались в эстонском государстве. Чтобы бесплатных курсов эстонского языка было много и уровень их был высокий, надо финансировать эту деятельность, о дополнительных деньгах на это я и прошу.  

- Госконтроль указал еще на одно узкое место: организация обучения взрослых эстонскому языку раздроблена между пятью министерствами и тут нет четкого руководителя. Должно ли быть такое, чтобы область деятельности была разделена между разными министерствами? 

- Кроме того, всем, разумеется, видно, что между разными участвующими сторонами необходима более хорошая координация. Поскольку эта область разделена между несколькими министерствами, то координация неизбежна. Поскольку эстонский язык является государственным и применяется повсеместно, то, по сути, этим занимаются все. 

Людьми, которые тут живут и сюда приезжают, занимаются разные министерства и поэтому задачи организации языкового обучения будут распределены между многими министерствами и впредь. Когда Министерство внутренних дел регистрирует новых мигрантов или Министерство социальных дел - безработных, то они должны также предлагать этим людям возможности языкового обучения. 

Если мы возьмем Министерство культуры, то наша роль - культурная интеграция, в том числе, - обучение языку. 

Изучение языка - не вещь сама по себе: оно должно приносить также какой-то результат. Когда мы говорим о здешних нацменьшинствах, которые должны интегрироваться в жизнь Эстонии, то им необходимо знание языка, чтобы получать информацию, например, в медиа, а медийную политику координирует Министерство культуры. Или чтобы прикоснуться к театру, кино, всем культурным услугам, которыми  тоже занимается Министерство культуры. 

- Министр образования и науки Майлис Репс очень быстро отреагировала на аудит Госконтроля, сказав, что нынешняя система себя не оправдала и сосредоточение языкового обучения под единым управлением требует подробного обсуждения. При этом Министерство образования и науки готово взять на себя ведущую роль вместе с бюджетом. Я предполагаю, что Министерство культуры тоже не хочет играть вторую или третью скрипку.    

- В задачи главного координатора и отвечающего за языковую политику не входит организация финансирования всей деятельности. Думаю, что и в будущем кошелек останется у нескольких министерств, ведь если передать финансирование разных связанных с языком областей деятельности одному министерству, то это создаст новые проблемы координирования. 

Я двумя руками за то, чтобы ведущим министерством в языковой политике было Министерство образования и науки. Я в нынешнем правительстве тоже активно выступаю за то, чтобы Эстония получила новую программу языкового развития. Я считаю также важным, чтобы Министерство образования и науки вновь созвало совет по эстонскому языку. Так что, составление стратегии эстонского языка, а также изложение и осмысление языковой политики должны оставаться задачей Министерства образования и науки. 

Но культурная интеграция людей и ее организация в будущем тоже останутся обязанностью Министерства культуры. 

- Одним из институтов, играющих эту роль, являются недавно созданные дома эстонского языка в столице и приграничном городе. Нарвский дом эстонского языка переедет в свое настоящее здание по соседству со "Свободной сценой" 1 октября, чтобы еще больше закрепиться в городе. Какова же главная задача домов эстонского языка? 

- Дома эстонского языка, являющиеся частью целевого учреждения интеграции, это нечто большее, чем обычные классы, где проводятся уроки языка. Они предлагают разнообразные возможности изучения и применения государственного языка. Ведь только организация языкового обучения стала бы напрасным заполнением души обманчивой радостью, если за учебой не последовало бы возможности применить язык. Языковые кафе и клубы, а также различные мероприятия дают хорошую возможность для этого.    

Домов эстонского языка два - в Нарве и Таллинне, - но деятельность организуют в качестве филиалов также в Силламяэ и Кохтла-Ярве. С этим мы обязательно продолжим.

Комментарии
Copy
Наверх