Козырем нарвского рыбного хутора во все годы существования было то, что там форель чувствовала себя прекрасно и в зимне-весенний период, когда в остальных частях Эстонии местная свежая рыба уже отсутствовала, продавалась замороженная импортная. Зимнее выращивание было возможно благодаря теплой воде, поступающей с Эстонской электростанции Eesti Energia.
"Электростанция теперь изменила свой режим, - с сожалением констатирует Александр Могутов. - Мы наблюдали в этом сезоне, когда была запущена новая Аувереская электростанция и остановлены старые энергоблоки, что изменился режим потока воды: теперь она течет медленно, что не подходит для форели, и температурный режим также изменился".
По рассказу Могутова, температура воды стала заметно ниже - и форель просто не вырастет до нужных размеров. "Хорошо, что у нас был еще и осетр, и с ним мы хорошо пережили лето, но дальше условия будут неподходящими", - констатировал хозяин хутора.
Впрочем, теплая вода с электростанции всегда была не только козырем, но и фактором риска. Как объяснил Могутов, если выращенную зимой рыбу в течение весны не продать, к лету она просто гибнет из-за того, что температура воды в канале поднимается выше природного уровня: "Это был самый большой риск".
Бизнес Могутова также ощутил государственное давление: ужесточились требования к использованию воды в пограничном водоеме, коим является теплый канал электростанции, связанный с основным руслом реки Нарва. "Появились совершенно сумасшедшие для нас требования отгородиться от мелкой рыбы, от птиц и зверей, чтобы в естественную среду от нашего хозяйства не попало ничего, что могло бы нанести вред соседям".