Cообщи

По духу защитник природы, по миссии - учитель

"Полгода было хорошим сроком, чтобы решить, в силах ли я тянуть этот воз", - говорит выбранный недавно директором Нарвского колледжа Марек Саммул. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Выбранный недавно директором Нарвского колледжа Тартуского университета Марек Саммул убедился, будучи исполняющим обязанности, что хочет вкладывать сюда свое время и энергию.

- В какой форме находится отметивший недавно свое 20-летие Нарвский колледж? Мы помним, как в начале года в "Постимеэс" отмечалось, будто в колледже едва душа держится.

- С формой все в порядке. Тогдашняя исполняющая обязанности директора Май-Лийз Палгинымм тоже отреагировала на то маленькое журналистское преувеличение очень четким сообщением, что дела на самом деле не так уж и плохи. 

Конечно, колледжу трудно. Проблема всего эстонского высшего образования, естественно, в его недофинансировании. Об этом много говорилось. Финансирование научных работ в плачевном состоянии. Финансирование учебной работы немного более стабильное, но могло бы тоже быть лучше. 

Зарплата эстонских преподавателей не особо хорошая. Об этом опять же много говорилось. Все, кто следит за этим, уже знают, что в принципе выгоднее работать в общеобразовательной школе, чем в университете. Абсурдно, что учителя учителей получают меньше, чем сами учителя. 

Это значит, что у нас нет механизма привлечения в эту систему лучших. Остаются те, кто делает это чисто идейно или потому, что им искренне нравится эта работа, но для воспитания смены этого недостаточно. 

Специфической проблемой Нарвского колледжа является и то, что идеей его создания было привести эстонскую культуру и эстоноязычное образование в Нарву и укоренить их здесь крепче, чем это могла бы сделать в одиночку одна гимназия.

- Роль такого "эстонского посольства" делает содержание колледжа в Нарве более дорогим? 

- Да. Ведь в Хаапсалу и Пярну не приходится заниматься этим, поскольку этим все равно занимается местная жизнь. А Нарва - не эстоноязычный город, и тут надо поддерживать эстоноязычность отдельно. 

Проблема в том, что вся культурная и общественная деятельность совершенно не финансируется. Когда мы сейчас организуем что-то в колледже, то делаем это за счет учебной работы, а ведь финансирование учебной работы и само на пределе, едва сводит концы с концами. Это - проблема и, следовательно, причина, из-за которой колледж в последние годы свернул свою общественную деятельность. 

- К счастью для колледжа, в Нарву пришли учреждения, с кем можно разделить этот груз. Я имею в виду Дом эстонского языка и "Свободную сцену".

- Да, мы с удовольствием передаем эти функции. Искренне радостно видеть то, что по крайней мере в последнее лето происходило в связи с выдвижением кандидатом в культурные столицы - культурная жизнь заметно оживилась. 

Есть какие-то традиции, среди инициаторов которых был также колледж, и они продолжат жить: например, церемония поднятия флага в годовщину республики. Это лучшее решение, когда инициируешь что-то и не должен каждый год вкладывать в это энергию. 

- Если говорить об основной деятельности колледжа, то в свое время его создали для обучения учителей. Останется колледж при своих корнях и в дальнейшем? 

- Да, в этом есть явная потребность. О нехватке молодых учителей говорится очень много. Это интересная и немного даже достойная сожаления ситуация, когда университеты готовы выпускать больше учителей и молодежь тоже уже хочет идти в учителя - престиж учительской профессии вырос настолько, что конкурсы стали большими. Однако чего нет, так это государственного финансирования. Так что, когда мы спрашиваем, почему не приходят молодые учителя, то не нужно смотреть в сторону университета. 

Одно направление, которое наверняка могло бы развиваться в Нарве, это обучение русскому языку. Какое место в Эстонии может быть лучше для изучения и обучения русскому языку, чем Нарва? Тут подходящая среда, у нас прекрасные преподавательские кадры, очень сильная научная группа, занимающаяся также исследовательской работой.

Необходимость знания русского языка все время растет, как среди учителей, нуждающихся в повышении квалификации, так и на предприятиях, которым нужно вести бизнес с Россией. 

Административный руководитель Нарвского колледжа Яанус ВИЛЛИКО:

Яанус Виллико.
Яанус Виллико. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

- Будущее покажет, как сложится сотрудничество, ведь Марек по-настоящему станет директором с 1 января. Но Марек имеет большой опыт академической работы, он знает академические традиции, в состоянии нести их, в нем достаточно академического достоинства, а в Нарве этого никогда не бывает слишком много. Речь идет все же о человеке с докторской степенью, знающем, что такое наука, а ее в Нарве тоже не слишком много.

- Так что наряду с американцами и французами, которые уже несколько лет приезжают в летний университет русского языка при Нарвском колледже, заниматься в нем могло бы также больше людей из Эстонии?

- Конечно. Это направление, которое мы должны и способны развивать. Но происходить это должно не за счет других направлений - они тоже требуют развития. 

Очень хочется достичь такой фазы, когда нам не придется больше учить эстонскому языку приезжающих из Эстонии выпускников гимназий. На это у нас уходит сейчас страшно много сил. Мы занимаемся той работой, которую в основных школах и гимназиях либо плохо сделали, либо не сделали вообще.

Мы можем мечтать о том, что через пять лет все выпускники гимназии будут прилично владеть эстонским языком, но это опять же не зависит от нас. Решения существуют, но препятствием являются тупиковые ситуации, когда поданный "не той" партией проект ни в коем случае нельзя принять.

Министр образования и науки сказала нам на августовской педагогической конференции, что проблема не в том, что у нас не хватает владеющих эстонским языком классных преподавателей - в университетах эти специальности преподают только на эстонском языке. У нас более-менее есть силы, чтобы хотя бы со следующего года открыть все первые классы на эстонском языке. За количеством учителей дело встать не должно, плюс у нас имеется готовность обучать больше.

Однако изменения в учебной программе и переход на эстоноязычную школу с первого класса - это политические решения. 

Не обязательно переходить чисто на эстоноязычное обучение - метод языкового погружения очень хорошо оправдал себя, и нет прямых препятствий, чтобы мы не смогли применять его еще шире. Но мы должны прийти к тому, чтобы у нас обучение эстонскому языку в русской школе происходило в правильной очередности, чтобы мы начинали сызмала и продолжали учить все дальше и дальше. А не так, чтобы дети сначала учились на русском языке, а потом резко должны были знать в гимназии эстонский язык.

Укажу еще на один нюанс - у нас вообще имеются проблемы с обучением иностранным языкам. Методы их преподавания в школах нехороши. 

- Таким же образом и эстонские дети не осваивают русский язык. 

- Да. В методике обучения что-то не так и тут тоже надо навести порядок. Тут надо изменить довольно многое. Мы в университетах должны взглянуть на самих себя, ведь языки преподают в школах наши же выпускники.

- Один из мозговых центров, где можно опробовать наиболее результативные методы языкового обучения, мог бы ведь находиться в Нарвском колледже? 

- Конечно, и находится. Наглядным примером служит и то, что у нас учатся также студенты из восточных стран - в среднем мы принимаем по 25 иностранных студентов в год. Они за год овладевают эстонским языком по меньшей мере на уровне В1 (первый учебный год - так сказать, год эстонского языка, после чего студентов разделяют по специальностям. - Ред.). Почти треть этих студентов доходит даже до уровня В2. 

Так что Нарвский колледж - единственная высшая школа в Эстонии, где все студенты учатся на эстонском языке, и у нас есть для этого решение! Мы сумели разработать метод, когда за год обучаем зарубежную молодежь эстонскому языку лучше, чем его знает молодежь, приходящая из гимназий Эстонии тут же в Нарве, Кохтла-Ярве или Таллинне.

Мы занимаемся совершенствованием этой методики, а в некоторых случаях находим также новые работающие решения. 

- Руководители наших гимназий обращаются к вам, чтобы ознакомиться с работающими решениями и применить их в своих школах? 

- Некоторые обращаются, но таких могло бы быть больше. Есть школы, где проявляют очень большую заботу: я выделил бы Йыхвискую русскую основную школу, с которой мы сотрудничаем. Может быть, это связано также с появлением Кохтла-Ярвеской госгимназии, но в том регионе к языковому обучению относятся серьезнее, чем я вижу тут в Нарве. 

Считаю, что переход на эстоноязычное обучение - это вопрос времени. В какой-то момент оно придет со стороны государства, силком. Лучше идти впереди этой волны. 

- Вы полгода были исполняющим обязанности директора Нарвского колледжа. Стал ли колледж за это время для вас своим или на это нужно больше времени? 

- Чтобы срастись, требуется, конечно, больше времени. С одним работником мы недавно обсуждали, что поначалу это "Нарвский колледж", потом "наш колледж" и в какой-то момент, может быть, "мой колледж". Правда, это случилось быстро, что он стал "нашим колледжем". Вообще-то, я надеюсь, что он никогда не станет "моим колледжем" - это даже не было бы хорошо.

Полгода - хороший срок, чтобы решить, в силах ли я ездить сюда и тянуть этот воз. Для меня было важно, как меня примут в колледже. 

- Что дало сил остаться и баллотироваться в директора? 

- Я - командный игрок. У меня должна быть команда, которой я доверяю. Я вижу, что здесь есть люди, которые заботятся, и поэтому работать тут хорошо. 

- Академический коллектив - наверное, не самая легкая в смысле управления команда. На какие кнопки вы нажимаете? 

- Руководство талантливыми людьми было отдельной темой обучения у нас в Тартуском университете (до приезда в Нарву Саммул руководил университетским центром развития персонала. - Ред.). Мы пригласили рассказать об этом ученого из Англии, входящего в число учредителей одной из крупнейших в мире консультационных фирм.

Академическая работа сложна в том смысле, что надо быть сильным, чтобы пробиться в ней. Наиболее успешные всегда очень ориентированы на результат, и ты всегда должен балансировать, поддерживая равновесие результатов и отношений. Если ты очень ориентирован на результат, то страдают отношения, а если ориентирован только на поддержание отношений, то опять же страдает результат.

Где-то есть это равновесие: в одной ситуации надо поступать так, а в другой - иначе. Это равновесие, может быть, и помогает определять очень хороших руководителей.

- Вашими предшественницами были имеющие влияние в целом обществе женщины, и они обе ушли в политику: Катри Райк занимала должность министра внутренних дел, Кристина Каллас руководит самой молодой партией Эстонии - "Eesti 200". Толчком для какой карьеры в вашей жизни должна стать должность руководителя колледжа? 

- Не знаю, не думал об этом. Будем делать по одному шагу зараз. 

- Этот шаг будет длиной по меньшей мере в пять лет? 

- Да. Я научился этому в жизни и своим людям говорю, что не делаю несколько дел сразу. Пока руковожу Нарвским колледжем, то руковожу Нарвским колледжем, а другие работы подождут своего времени. 

- В какой мере вы стали нарвитянином? 

- Вспоминается реклама "За шесть месяцев - водителем троллейбуса". Нарвитянином за шесть месяцев точно не стать. Знаю, что где-то есть лев с лицом Путина, и могу сказать, с какого угла видны трубы электростанции, но, конечно, еще не в курсе тонкостей нарвской жизни. Все это еще должно прийти. 

- Ваш дом остается в южной Эстонии? 

- Я - деревенский парень, живу в окрестностях Тарту на краю леса, где моими ближайшими соседями являются зайцы, косули и лисы. Из окна дома вижу, как заяц идет утром "на работу", а вечером возвращается домой. Это я ни на что не променяю. 

Естественно, что на неделе я буду в Нарве, если рабочие обязанности не потребуют моего присутствия в другом месте, но полностью горожанином никогда не стану. Я должен иметь возможность выращивать картофель и полоть морковь. Деревенская жизнь - это мое хобби, руки у меня постоянно в земле или в саже - в зависимости от того, чем приходится заниматься. Это питает мою душу. 

СV

  • Родился 1 февраля 1973 года в Йыгева. 
  • В 2003 году получил в Тартуском университете степень доктора по специальности "экология растений и экофизиология". Имеет опыт преподавательской и научной работы в Тартуском университете и Эстонском университете естественных наук. В 2016-2019 годах руководил центром развития персонала Тартуского университета, пока не занял в июне нынешнего года должность исполняющего обязанности директора Нарвского колледжа.
  • Хобби: чтение и работа по дереву. 
  • Женат, отец четверых детей.

- Вы еще не очень известный в Ида-Вирумаа человек. Что движет вами как человеком? 

- Когда-то студенты спросили меня об этом же, когда я в одном зимнем университете рассказывал о природном образовании и природоохране. Я ответил, что по складу ума я ученый, по духу - защитник природы, по миссии - учитель, по характеру - мыслитель. Поскольку по образованию я эколог, то это оставило во мне очень глубокий след. Я везде ищу логические связи и причины, иногда также природные причины.

Трудно охарактеризовать себя. Я, конечно, по характеру не революционер и не разрушитель. Я не кричу на людей, стараюсь решать дела по-другому. Слушаю людей и хочу знать их мнение. Я могу быть очень страстным спорщиком, но меня можно переубедить, если иметь для этого сильные аргументы.

Ключевые слова

Наверх