Разрешенная в прошлом году в виде пилотного проекта на полях только в Йыгевамаа, Тартумаа и Ида-Вирумаа отпугивающая охота на гусиных с привлечением охотников этой весной разрешена по всей Эстонии.
Отпугивающая охота на гусей ведется этой весной на полях по всей Эстонии
Руководитель ТОО "Lüganuse Agro" Ааре Вент предложил Департаменту окружающей среды для участия в исследовании 23 поля. Два из них отклонили, поскольку они расположены на территории Сакаского ландшафтного заповедника (в заповедниках и местах гнездования птиц всех видов отпугивающая охота не разрешена), а 21 поле признали подходящими.
При поддержке прежних средств отпугивания
В прошлом году Вент участвовал в пилотном проекте с четырьмя полями. На двух из них отпугивать птиц мог охотник с ружьем, а на двух остальных использовали для сравнения другие методы отпугивания.
В этом году отпугивающую охоту можно вести на всех одобренных департаментом полях.
- Озимые у меня посеяны в одном районе, сейчас там справляется один охотник. Польза, конечно, видна: поля чистые и гуси собираются на лугах. Но май еще впереди и казарки только начинают прилетать, - не торопится радоваться Вент. - На яровые поля скоро придет на подмогу второй охотник, а на двух сакуских полях, где растут пшеница и ячмень, установлю газовые пушки и чучела.
Вент сказал, что только выстрелы из ружья птиц не пугают - к выстрелам они быстро привыкают. Но если выстрел иногда попадает в птицу, то возникает страх и от этого поля держатся подальше.
ТОО "Sigwar" участвует в исследовании всего с двумя полями, причем руководитель фирмы Майдо Ягер признался, что и ими-то не успевают толком заняться в смысле отпугивающей охоты.
- У нас 500 гектаров зерновых, охотники не смогли бы защитить все эти посевы. В прошлом году мы больше занимались этим делом, но нынче используем главным образом старые опробованные методы: на полях имеются пять автобусов, пушки и лазеры. В этом году чрезвычайное положение отнимает очень много времени, ведь у нас кроме зерновых так много областей деятельности, в том числе торговые точки, все люди заняты и времени на другое просто не остается, - объяснил он.
Больше свободы решений
Нынешняя отпугивающая охота несколько отличается от прошлогодней.
Во-первых, конечно, расширился регион, где она разрешена, а также увеличен период охоты (вместо одного месяца в прошлом году два в нынешнем).
- Земледельцу нынче предоставлено больше свободы выбора, - назвал руководитель бюро охоты и водной фауны Департамента окружающей среды Аймар Ракко еще одно отличие. - В прошлом году обязанности были очень строго определены: три раза в день следовало ходить инспектировать поля и делать заметки об увиденном, а в этом году земледелец осматривает поля так часто, как считает нужным. Отчетность, требовавшая в прошлом году много времени, теперь, конечно, уменьшилась. И если в прошлом году проект включал только поля яровой пшеницы, то в этом году не важно, какая культура растет на поле.
- Департамент окружающей среды разрешил с 15 марта по 15 мая на определенных полях по всей Эстонии охоту на гусей и казарок, чтобы изучить влияние отпугивающей охоты на поведение гусиных.
- Охотиться разрешено на белолобого гуся, серого гуся, гуменника, белощекую казарку и канадскую казарку.
- В сутки на одном поле разрешено застрелить до десяти птиц. Указывается также максимальное количество птиц, которых можно отстрелять за два месяца на одном полевом массиве.
- В исследовании участвуют 157 сельхозпроизводителей в общем с 2300 полевыми массивами общей площадью 40650 га.
- В Ида-Вирумаа участвуют 7 производителей со 140 полевыми массивами (1468 га).
Осуществлявшее пилотный проект ТОО "Rewild" отмечало в составленном осенью отчете, что "летальное отпугивание несколько эффективнее уменьшало частоту нахождения гусей на полях, однако отстрел гусей не повлиял на их боязнь людей по сравнению с нелетальным отпугиванием".
Несмотря на это, нынче решили продолжить исследование.
- В прошлом году участие в проекте было для земледельцев натужной деятельностью с обязательными, точно распланированными действиями и большой отчетностью. Теперь им предоставлена свобода, и мы хотим видеть, насколько часто в самом деле они используют наряду с другими вариантами летальное отпугивание, то есть, насколько велики способность и желание земледельцев действительно делать это, - объяснил Ракко.
Только желания недостаточно, земледелец должен также найти охотника, который присматривал бы за полем и вел дневник охоты.
Птицы запоминают поле
- Надеюсь, что расширение территории отпугивающей охоты даст более достоверный результат, ведь выборка будет значительно больше, - сказал Аймар Ракко.
Вдобавок к получаемым от земледельцев и охотников данным сбор информации ведет ездящая по Эстонии исследовательская группа ТОО "Rewild", которая проводит на тех же полях свои опыты, изучая среди прочего пугливость птиц.
- Птицы достаточно умные, - отметил Ракко. - Если у них уже был один опыт, то достаточно оружейного выстрела, чтобы стая улетела с этого поля. Если та же стая перелетит на соседнее поле, где отпугивания не проводили, то птицы не боятся ни меня, ни моей машины: я могу подойти на расстояние 50 метров - и они не улетят, а тихо отойдут в сторону. Опасность ассоциируется у них с конкретным полем, они запоминают. Это, конечно, опирающаяся на опыт первоначальная оценка, цифровые показатели этого пока еще не подтверждают.
На основании результатов исследования хотят определить дальнейшие рамки того, как, где, в какое время и на каких условиях можно вести отпугивающую охоту. К обсуждению, естественно, привлекут также земледельцев и орнитологов.