Точно так же и электропотребитель рад платить за свет в комнате и зарядку телефона как можно меньше, и его не особо волнует, кому достанутся заплаченные им деньги - эстонскому, скандинавскому или и вовсе продающему на местном рынке бесквотную электроэнергию российскому производителю.
С прошлого года Эстония благодаря отчасти политическим искусственным правилам, коими квоты на выброс углекислого газа по сути и являются, превратилась из экспортера в импортера электроэнергии. Более половины объема электроэнергии, потребленной в Эстонии в первом квартале этого года, поступило из-за рубежа.
Стоит ли этому радоваться? Некоторые защитники климата, возможно, действительно рады. Однако тысячи семей в Ида-Вирумаа, рабочие места которых уже исчезли или под угрозой исчезновения, - вовсе нет. Как и гораздо более широкий круг местных предпринимателей, которые теряют клиентов. Министр финансов и местные самоуправления тоже вряд ли рады уменьшению доходов.
Когда некое НКО громогласно призывает остановить сланец, то возникает вопрос, насколько широкий сегмент общества оно представляет. Наиболее активно распространявшие эту идею "зеленые" на выборах в Рийгикогу чуть больше года назад набрали по Эстонии 1,8 процента голосов, а в Ида-Вирумаа, где экологические проблемы должны быть наиболее ощутимы, - лишь 0,7 процента голосов.
Проводя, быть может, несколько преувеличенное сравнение сельского хозяйства и сланцевой промышленности, я бы вовсе не хотел их противопоставлять, скорее, желаю подчеркнуть, что обе отрасли со своими плохими и хорошими сторонами нужны обществу. Как земледельцы во время кризиса пытаются до последнего момента предотвратить отправку своего стада на комбинат, так и сланцевой промышленности стоит помочь пережить кризисные времена. С учетом влияния этой отрасли промышленности на экономику Эстонии в течение последних 10-20 лет можно сказать, что она была отличной дойной коровой. Возможно, адаптировавшись к меняющимся условиям, она такой и останется, хотя "надои" больше не будут такими высокими.
Наряду с борьбой за закрытие чего-то работающего стоило бы горячо отстаивать открытие в Ида-Вирумаа чего-то нового, что создало бы новые возможности для развития региона одновременно с естественным сворачиванием одной отрасли экономики. Пока в этом отношении наблюдается сильный перекос. Поэтому было бы глупо и саморазрушительно спешить заказывать транспорт для отправки на бойню основной экономической отрасли региона.
Нынешняя эпоха коронавируса убедительно доказала, что закрытие чего-либо происходит быстро, однако возобновление работы требует много времени и сил.