Анвар Самост: "Rail Baltic" всюду вокруг нас

Анвар Самост
, журналист
Copy
Анвар Самост, журналист.
Анвар Самост, журналист. Фото: архив

"Rail Baltic" физически, правда, еще не существует, но уже несколько лет она работает как своеобразный тест, который помогает нам осмыслить и понять явления и людей.

Теперь мы знаем также благодаря авторитетному слову Европейской счетной палаты, что "Rail Baltic" обойдется дороже, чем предполагали вначале, а его коммерческая рентабельность сомнительна.

Из аудита палаты явствует, что изначальная прогнозируемая стоимость проекта составляла 4,7 миллиарда евро, но по новому прогнозу она составляет семь миллиардов евро. Однако официальная стоимость на данный момент составляет 5,8 миллиарда евро. При прогнозировании рентабельности вопросы вызывает потенциальный объем грузовых и пассажирских перевозок, ведь, как известно, во всех странах Балтии живет мало людей, к тому же плотность населения очень низкая. Также между Эстонией, Латвией и Литвой сейчас нет железнодорожных грузоперевозок в северно-южном направлении.

Вдобавок европейские аудиторы пришли к заключению, что с большой долей вероятности проект будет готов не к намеченному сроку, а, очевидно, аж на четыре года позже, к 2030 году.

Ни в коей мере не желая иронизировать, должен сказать, что все это было давно известно, однако все повторяющееся открытие заново реалий стран Балтии по-своему характеризует любопытную роль "Rail Baltic" в жизни Эстонии в последнее десятилетие. Этот проект - словно неожиданно поставленное перед глазами увеличительное стекло или зеркало, которое помогает понять явления и людей, суть которых иначе может остаться неясной или отчасти непостижимой.

Наверное, все знают, что если строить что-то очень большое, то планирование и подготовка вместе с нормальной для демократического правового государства процедурой получения согласия занимают так много времени, что изначально рассчитанную стоимость можно смело умножать на два. Где-нибудь в Китае или России так, конечно, не было бы, но именно поэтому мы можем твердо утверждать, что живем в свободной стране, где для воплощения в жизнь больших идей должен быть широкий консенсус.

Время от времени это забывается, особенно когда у кого-то возникает некая особо прогрессивная на вид идея, которую хочется немедленно применить именно к своим соотечественникам. Но в целом реализация большой идеи, меняющей жизни, ненамного отличается от строительства скоростной железной дороги, проходящей через три государства. Подумайте об этом, если возникнет желание быстро и одним махом заставить всех людей жить так, как вам кажется правильным.

Также тот факт, что Эстония (или Латвия, или Литва) - это редконаселенная страна с небольшим числом жителей, нередко осознается нами тогда, когда он отражается иностранцами. Проект "Rail Baltic" и здесь скорее хороший индикатор, позволяющий понять преимущества и проблемы, проистекающие из нашей численности населения.

Если внести многие существующие в Эстонии вещи в таблицу в "Excel", то окажется, что они не окупятся никогда. Авиасообщение с другими странами, разнообразная и качественная журналистика, четырехполосные шоссе между наиболее важными городами, хорошее отечественное высшее образование. Наконец, культура на родном языке и парламент. И тем не менее они существуют и необходимы, без них Эстония была бы совершенно бессмысленной и несчастной страной.

Когда нам удавалось, делая выбор, позабыть о своей численности населения и действовать с размахом, Эстонии всегда сопутствовал успех - от Освободительной войны до "Tallink".

Когда нам удавалось, делая выбор, позабыть о своей численности населения и действовать с размахом, Эстонии всегда сопутствовал успех - от Освободительной войны до "Tallink".

Показательным образом ненависть к "Rail Baltic" - это одна из тем, которые связывают людей и группы, в остальном занимающие разные позиции, от EKRE до активистов, предостерегающих от пузыря в Каламая. Я сам уже некоторое время для лучшего понимания какой-нибудь инициативы, группы интересов или явления применяю тест "Rail Baltic": если кто-то, помимо прочего, выступает против "Rail Baltic", просто чтобы быть против или под влиянием некой искаженной групповой идентичности, то зачастую нет причины относиться уж слишком некритически и к остальным его мнениям.

И, разумеется, сотрудничество стран Балтии. Трудно сказать, улучшилось, пострадало и изменилось ли вообще это трудно определяемое явление под влиянием "Rail Baltic". Снова приходится констатировать, что проект железной дороги и здесь подобен безжалостному лучу света, который сам ничего не меняет, однако высвечивает клубки пыли и паутину в тех углах, которыми мы не занимались из-за недостатка воли или желания.

Наряду со всем этим строительство скоростной железной дороги в действительности, по сути, уже идет. Если даже она и будет готова только через десять лет, все-таки можно сделать одно предсказание: на удивление многие будут на удивление довольны. Получится, как получилось в Таллинне с Рейди теэ, которая, как считалось, будет катастрофой, а на самом деле улучшила качество повседневной жизни десятков тысяч людей.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх