:format(webp)/nginx/o/2020/11/30/13504338t1heaa9.jpg)
Энел и Керт Кярбо пожелали растить детей в собственном доме. Новое жилье они построили в прибрежной деревне Лиймала, а на хлеб зарабатывают предпринимательством, занимаясь каждый своим делом.
- Вы оба уроженцы Пюсси, более десяти лет прожили в Таллинне, и тут решили из-за детей построить свой дом в Лиймала. На проходившей в вашей деревне предпринимательской конференции "О богатстве деревенской жизни" вы предстали горячими поборниками сельской жизни, однако насколько трудно в действительности было обустроить здесь свою жизнь?
Керт: На самом деле все началось с того, что мы твердо планировали растить детей в собственном доме. Ездили в Таллинне посмотреть пять-шесть домов...
Энел: ...но ни один не подошел: дома стояли плотно друг к другу, а мы хотели собственного пространства.
Керт: А те дома, что располагались просторнее, стоили страшно дорого. Поэтому четыре года назад мы решили вернуться в Ида-Вирумаа и сами построить дом, чтобы дети могли расти в более спокойной среде.
Сначала перебрались к моим родителям (Марет и Тармо Кярбо тоже живут в Лиймала. - Ред.). Тогда Энел находилась с Хелеэн в отпуске по уходу за ребенком, а я смог поначалу продолжать работу в домашнем офисе.
Участок мы выбирали долго. На селе тоже нет такого, что пойдешь в банк, а там все в очередь выстроились, чтобы дать тебе кредит. Приходится самому придумывать, как справиться.
- Долго ли колебались в связи с переездом в деревню?
Энел: Я больше всего боялась отсутствия социальности, так как нуждаюсь в людях вокруг себя. Помню, как-то мы гуляли с Кертом, а у меня тогда второй ребенок - Каспер - был в животе, и я спрашивала: "Что я тут буду делать?". Поначалу была в большом замешательстве, связанном скорее с собственными страхами.
Керт: После продажи своей квартиры и перед переездом в деревню мы проживали в съемной квартире в Каламая, где полно кафе и все под рукой. Так что Энел могла гулять с Хелеэн каждый день в новом месте; ее подруги тоже были кто беременная, кто только что родила. И тут ты приезжаешь в деревню и ходишь по одной и той же дороге по четыре раза туда-сюда...
Энел: И играешь все время в одной и той же песочнице.
- Но ко всему привыкаешь?
Энел: Да. Мы обнаружили, что многие наши друзья остались здесь или вернулись сюда раньше нас, так что у нас и в Ида-Вирумаа были очень классные друзья.
Я и сама довольно быстро освоилась: когда Касперу было два-три месяца, я решила, что пора организовать в Пюссиском Доме культуры занятия для малышей и мам. Так как мое первое образование связано с молодежной работой, то сказано - сделано!
"Сельская жизнь не подходит ленивым"
На прошедшей в центре "Tulivee" предпринимательской конференции министр, самоуправленческий руководитель, ученый и учитель, а также ряд предпринимателей Люганузеской волости сформулировали, в чем заключается богатство жизни на селе.
- Богатство сельской местности составляют все-таки люди, - сказал министр по делам сельской жизни Арво Аллер.
- Сельская жизнь не подходит слабым и ленивым, - констатировал модератор конференции Харди Мурула.
- Для того чтобы создать ценность и богатство, нужно быть предприимчивым. Село сокращается и стареет, это две опасные тенденции. В то же время число жителей само по себе ничего не показывает. Сила края определяется тем, есть ли там предприимчивые люди, которые берут руководство игрой на себя. И если эти люди есть, то им нужна поддержка общины, - добавил Мурула.
Географ, составитель доклада о развитии человеческого потенциала Эстонии Антти Роозе назвал конференцию в равной степени вдохновляющей и информативной. "Лучшее реалити-шоу этой осени, слет богачей - в хорошем смысле. На самом деле это предприниматели и девелоперы, храбрые и сильные лидеры, к которым я испытываю почтение".
/nginx/o/2020/11/30/13505563t1h2422.jpg)
Организатор конференции Кадри Куусмик (на снимке) отметила, что мероприятие было похоже на организуемые Вирумааским советом сотрудничества утренники для предпринимателей, цель которых - наладить сотрудничество между предпринимателями и предприимчивыми людьми. "В процессе знакомства, обмена опытом, выслушивания друг друга и сопереживания возникает та синергия, которая помогает всем с большим успехом двигаться вперед", - подтвердила исполнительный руководитель Вирумааского совета сотрудничества.
Куусмик добавила, что коронавирус - это большая проблема, но благодаря ему мероприятие оказалось масштабнее, чем планировалось.
- За несколько дней мы перенесли конференцию в интернет, людей, которые смотрели нашу прямую трансляцию и участвовали в интерактивных занятиях, было в несколько раз больше, чем поместилось бы в зале. Кроме того, на нашем канале в "YouTube" посмотреть конференцию в записи и почерпнуть вдохновение могут все желающие.
- Энел, в Таллинне ты предпринимателем, очевидно, не стала бы, ведь необходимости в этом не было?
Энел: У меня было отличное место работы в Таллинне - руководитель по персоналу в магазинах. Я участвовала в конкурсах на два места в Ида-Вирумаа, но не прошла. Это дало толчок, что я должна придумать что-то другое.
Я никогда не хотела стать предпринимателем. Для меня - девчонки из маленького городка - само понятие "предприниматель" было слишком громоздким, а страх перед ним еще больше.
Не могу сказать, что и сегодня являюсь очень большим предпринимателем, скорее, я занимаюсь тем, что мне по душе. Одна часть сферы деятельности моей фирмы "BePersonal" - наем персонала, вторая - разработка концепции службы персонала, третья - совершение тестовых покупок. Я создаю для предприятий и их работников направленную на развитие форму.
Керт: Я, напротив, всегда хотел заниматься собственным делом. Когда-то я участвовал в ралли и, чтобы больше узнать об автомобилях, пошел после девятого класса учиться на слесаря-авторемонтника. Из меня никогда не должен был получиться слесарь по ремонту автомобилей, однако получился. Когда эта работа в какой-то момент закончилась, поехал в Финляндию упаковывать шоколад. Поскольку мне нравится готовить, то там появилась идея food truck.
- Несколько лет назад твои гамбургеры были довольно известны.
Керт: Да, мы доезжали с бургер-автобусом даже до Кадриорга (на президентский прием в День восстановления независимости. - Ред.). Но это было скорее хобби. В то же время я начинал торговать в Таллинне автомобильными красками.
Когда возник план строительства дома, на хобби времени уже не осталось. Отцу, много лет продававшему лесную технику, предложили - не хотел бы он заняться поставками в Эстонию сельхозприцепов из Украины? Отец сказал, мол, попробуем вместе. Ни один из нас не имел дела ни с сельским хозяйством, ни с прицепами, но в технике мы разбирались - и дело пошло.
В феврале 2019 года мы учредили ТОО "Taker Trailers". Это показалось наиболее реальной вещью, которой можно заняться, хотя я подумывал также об организации общепита или открытии детской игровой комнаты либо автомойки. На сегодня мы ввозим в Эстонию также другую технику, и не только из Украины, а из многих мест со всего мира.
Энел: Если у тебя работает голова и руки-ноги есть, то наверняка справишься на селе.
- Если ты узнал, что такое быть самому себе хозяином, то пути назад к работе по найму уже нет?
Керт: Самое большое дело, что ты можешь сам планировать свое время. Разумеется, бывают дни, когда приходится вставать в четыре утра и ехать на Сааремаа. Или Энел четыре дня подряд нужно ездить обучать в Таллинн, и ее дни тоже начинаются рано. Но если начинаешь пораньше и работаешь подольше, то за счет этого можешь с пятницы по воскресенье посвятить себя дому и семье.
Энел: Мы очень критично следим за использованием времени, ведь очень легко прийти в восторг от своей работы. Но ведь мы приехали сюда прежде всего для того, чтобы создать благоприятную среду для детей и самим больше испытывать удовольствие от своего времени.
- Какую среду для роста вы хотите им предложить?
Энел: Дети посещают детсад в Пюсси, который сверхперсонален и его учителя - на вес золота.
Важно также самим быть активными и формировать среду. Мы поддерживаем своих детей через полезное питание и здоровый образ жизни. Мы оба входим также в попечительский совет детсада. Мы занялись темой здорового питания и уже делаем тут успехи. Если говорят, что к школе каждый второй-третий ребенок уже имеет лишний вес, то я уверена, что если кормить в детсаду три раза полезной едой, то можно изменить пищевые привычки. Разумеется, поддержка должна исходить и от самих родителей.
- На конференции вы несколько раз отмечали, что жизнь в деревне - это выход из зоны комфорта.
Энел: В том смысле, что тебе больше приходится напрягать свой мозг. Если являешься предпринимателем, то должен постоянно создавать новые ценности для всех участвующих сторон и сам за все отвечать. Однако это совсем не плохо, ведь у нас есть двое детей, для которых можно быть примером.
Сейчас, задним числом, смешно вспоминать жалобы на отсутствие кафе, куда можно пойти - теперь у нас в двух шагах от дома имеется ресторан "Tulivee".
Керт: В Пуртсе тоже есть ресторан. Непосредственного отсутствия чего-то нет, но выход из зоны комфорта означает, что ты должен думать и планировать заранее. Например, если захочешь поесть суши или пойти в кино, то все это возможно, но, пожалуй, не настолько комфортно, когда ты выходишь за дверь и все тут же получаешь.
В то же время в Таллинне - изобилие всего, и это было одной из вещей, которые стали раздражать при жизни там. Не возникало ощущения, что концерт, обед вне дома или поход в кино - это что-то особенное. Все было настолько будничным.
Энел: Радость исчезла. Теперь, когда дети едут с бабушкой-дедушкой в Таллинн в театр или кафе, то это большое событие для них. Они умеют ценить это впечатление и радоваться ему.
Живя в деревне, мы часто бываем на природе. Ульястеская походная тропа - самая любимая в нашей семье. Таллиннские друзья приезжают к нам и говорят: "Господи, как здорово у вас тут!". Действительно здорово, хотя трудности тоже есть.
Керт: В Таллинне мы собирались с друзьями на пару часов, а теперь они приезжают в гости на целые выходные и мы можем наговориться на полгода вперед.
- Вы не чувствовали, что плывете против течения, ведь большее движение происходит все же из деревни в город?
Керт: Поначалу - да. Когда ты сам не тверд в решении переехать, когда большинство друзей спрашивают: "Почему вы это делаете? У вас собственная квартира в Нымме, хорошие рабочие места, друзья... Что вы будете делать в деревне, ведь там ничего нет?". Поначалу бороться с такими возражениями было, пожалуй, трудно.
Осуждать молодежь вообще-то тоже нельзя: ведь очень просто пойти по течению, сказать, что тут ничего не происходит, и отправиться туда, где происходит. Если у тебя самого нет серьезной мотивации, то и государство не создаст для тебя какой-то мотивационный пакет.
- Политикам - немного информации для размышления?
Керт: Много информации. Министр сельской жизни Арво Аллер очень хорошо сказал на конференции, что если таллиннский годовой бюджет озеленения превышает выделяемые земледельцам пособия, то пропорция нарушена.
- В чем для вас состоит богатство жизни в деревне?
Энел: Самое большое богатство в деревне дает нам время. Тут реально есть возможность погружаться и присутствовать. Например, я езжу петь в Кивиылискую школу искусств: беру индивидуальные уроки и присутствую на месте в том, что я делаю. Если занимаюсь работой, то нахожусь на работе, и т.д.
Керт: Что свидетельствует о богатстве жизни? Сам каждый день думаю об этом, но когда из Канады приехал один из руководителей завода и мы поселили его на вилле "Tulivee", то у него улыбка с лица не сходила. Он сказал, что никогда не ночевал в таком классном месте, где море так близко. Вечером после рабочего дня повезли его на айдуский канал, катались там на лодке, жарили шашлык и топили баню, прыгали в бездонный канал. Через несколько дней он позвонил и сказал: "Вот это было круто, у меня никогда не было ничего подобного, спасибо!".
Что делает нашу жизнь богаче, так это здешняя неповторимая среда. Но мы и сами делаем свою среду проживания богаче, больше действуем и меньше жалуемся, видим больше позитивного и передаем все это другим!