Несомненно, поставленные в коалиционном договоре цели возможно конкретизировать и дополнить различными стратегиями, программами и мерами, но принцип должен быть следующим: сперва строим новое, а потом отказываемся от старого.
Производство электричества из ископаемых видов топлива угасает, поскольку не в состоянии конкурировать из-за высокого углеродного налога. Вместе с тем в будущем нам крайне необходимо иметь в электроэнергетике диспетчеризируемые производственные мощности в объеме как минимум 1000 мегаватт, чтобы обеспечить минимальную надежность снабжения в Эстонии.
Суть зеленого поворота заключается в том, что в сферах, где сейчас используются ископаемые виды топлива (жидкие топлива и газ), их заменяют на электроэнергию. Если мы хотим, чтобы это была отечественная возобновляемая энергия, то в ближайшем будущем у нас нет альтернатив использованию биомассы.
Может быть, через 10-20 лет водородные технологии и возможности накопления электроэнергии будут более развиты, но на данный момент будет честно сказать, что отказ от сланцевой электроэнергии означает большее использование биомассы в производстве электроэнергии.
Местные самоуправления и предприниматели Ида-Вирумаа ожидают, что приведенные в коалиционном договоре цели будут уточнены и дополнены конкретными действиями и бюджетами.
Повседневная надежность снабжения обеспечивается и внешними коммуникациями. Электроэнергия, поступающая издалека по кабелю, удовлетворяет бытовые потребности, но не может обеспечить, к примеру, конкурентоспособность экономики, в первую очередь обрабатывающей промышленности. В Финляндии, которая по числу жителей примерно в пять раз больше Эстонии, энергопотребление примерно в десять раз больше, и не потому, что финны тратят электричество зря, а потому, что у них гораздо больше потребляющих электроэнергию промышленных предприятий с высокой добавленной стоимостью.