продолжение истории Поджог - основная версия возникновения пожара в церкви

Copy
Так выглядели алтарь и иконостас вскоре после пожара.
Так выглядели алтарь и иконостас вскоре после пожара. Фото: Кадри Таэль / Департамент охраны памятников старины

Настоятель и прихожане храма Казанской иконы Божией Матери, сильно пострадавшего от ночного пожара в прошлое воскресенье, оправились от шока и с воодушевлением занялись обустройством временного места для богослужений. Они, похоже, стараются не задумываться о том, что главная версия возникновения пожара - поджог, а поджигатель пока на свободе.

Так называемый временный храм обустраивали в течение всей этой недели на веранде приходского дома, что по соседству с погоревшим бревенчатым храмом 1868 года постройки. Первая литургия в новых, стесненных условиях пройдет, как и полагается, в воскресенье.

- Богослужения будут все по расписанию, - говорит настоятель прихода храма Казанской иконы Божией Матери иеромонах Корнилий (Морозов). - А весной-летом начнется реставрация и восстановление нашего храма.

С большой благодарностью настоятель говорит, что на восстановление пострадавшего храма жертвуют многие люди и из Эстонии, и из-за рубежа. Деньги поступают как наличными в церковную кружку, так и банковскими переводами.

Настоятель прихода храма Казанской иконы Божией Матери в Нарва-Йыэсуу иеромонах Корнилий (Морозов): "С миру по нитке - голому рубаха".
Настоятель прихода храма Казанской иконы Божией Матери в Нарва-Йыэсуу иеромонах Корнилий (Морозов): "С миру по нитке - голому рубаха". Фото: Частный архив / www.kaasanitempel.info

- Наш храм люди всегда любили: сюда многие приезжали креститься, потом они крестили своих детей, а те дети теперь крестят своих детей. Некоторые приезжали, например, из Швеции, Финляндии, Голландии и других стран Европы, куда они прежде уехали, - чтобы только покреститься в нашем храме. Так что он очень значим в жизни многих, - рассказал отец Корнилий.

Первоначальную денежную помощь оказала горуправа Нарва-Йыэсуу. Надеются прихожане и на помощь от властей соседней Нарвы. "С миру по нитке - голому рубаха", - напомнил настоятель народную мудрость.

Кроме того, строение и имущество храма застрахованы. Представителя страховой компании ждут сегодня, в субботу. Он должен посмотреть состояние и оценить ущерб.

Очевиден поджог

Отец Корнилий, который чуть более года живет в приходском доме рядом с храмом, рассказал, что первый огонь загорелся, как установлено, на не видимой от дома стене церкви. "Это было ночью, и, естественно, я спал, поэтому видеть это никак не мог", - пояснил священник.

Зато не спала система видеонаблюдения: "Тот угол храма очень хорошо просматривается камерами". Сам настоятель не успел просмотреть запись, поскольку сперва на всей территории не было электричества - его отключили пожарные, а потом запись изъяла полиция.

И спасатели в первые же сутки, а потом и полиция заговорили о поджоге. Настоятель прихода в этом тоже уверен, поскольку всем очевидцам было понятно, что первоначальный очаг был на внешней стене, у окна алтарной части. То место потушили первые же прибывшие спасатели, но огонь уже проник внутрь и принялся за алтарь и иконостас. "Было видно, что огонь шел извне, а не снаружи", - подчеркивает отец Корнилий.

Пресс-советник Вируской окружной прокуратуры Мария Гоняк сообщила, что причины возникновения пожара продолжают выяснять: "Самая вероятная версия у следствия, действительно, поджог. На данный момент никого не задержали в качестве подозреваемого".

- К сожалению, у нас это не первый поджог, - продолжает отец Корнилий. - Такое было и в 2019 году, перед моим заступанием на приход. Тогда пострадал приходской дом, и я потом восстанавливал сгоревшую веранду. Я также установил видеокамеры, надеясь, что они отпугнут тех, кто хочет тут поджигать. К сожалению, камеры никого не напугали, и в этот раз подожгли храм.

Настоятель сожалеет, что в прошлый раз полиция не нашла виновного: "Наверное, поэтому случился второй поджог".

Сам отец Корнилий не берется подозревать кого-либо. "Я живу в Эстонии всего год и два месяца, приехал сюда из Петербурга, и у меня со всеми ровные теплые отношения. Не могу предположить, кто мог бы мстить за что-то мне или нашему храму. И я не понимаю, зачем поджигать храм: если кто-то хочет навредить мне, то поджег бы приходской дом, в котором я живу".

Спасательная операция

Во время ночного пожара имущество начали выносить из здания храма при первой возможности, но большая часть предметов уже была повреждена жаром, копотью, водой из брандспойтов.

Ида-вирумааский региональный советник Департамента охраны памятников старины Калле Мерилай рассказал, что их спасательная операция на месте события длилась около трех дней. На месте работала команда специалистов высокого уровня.

- Когда только я туда приехал, то не мог ничего произнести, слов не было, - вспоминает Мерилай тот тяжелый момент. - Вид был очень грустный и страшный. Со временем, уже когда мы осматривали спасенные объекты искусства, хотелось благодарить людей, которые выносили их из пожара и которые тушили его. Ими всеми проделана большая работа, и мы всех благодарим. Просто удивительно, что церковь удалось спасти.

Большие повреждения нанесены и самой церкви, собранной из бревен, но она восстановлению подлежит.

Некоторые иконы из храма Казанской иконы Божией Матери в Нарва-Йыэсуу полностью уничтожены огнем, но некоторые удастся отреставрировать.
Некоторые иконы из храма Казанской иконы Божией Матери в Нарва-Йыэсуу полностью уничтожены огнем, но некоторые удастся отреставрировать. Фото: Кадри Таэль / Департамент охраны памятников старины

Многое можно отреставрировать

В храме Казанской иконы Божией Матери находились 105 охраняемых государством объектов - памятников искусства, церковной утвари. Плюс под охраной само церковное здание.

Заведующая в Департаменте охраны памятников старины отделом музеев и художественного наследия Линда Лайнвоо отметила в качестве особенно важной целостную коллекцию предметов православного искусства второй половины 19-го века, выполненных на высоком уровне. Там прежде всего иконы, люстры, подвесные светильники, литургические предметы - кресты и чаши, а также текстиль и печатные издания.

Во вторник, 16 февраля, состояние пострадавшего имущества оценили эксперты по художественному наследию из Департамента охраны памятников старины, приехавшие вместе со специалистами из центра консервации и цифровизации "Kanut" при Эстонском музее под открытым небом. Они провели первичную аварийную консервацию произведений искусства, и в основном выполняли профилактическую заклейку поврежденных икон, чтобы предотвратить отслаивание грунта и утрату красок при высыхании.

- При первичном осмотре выяснилось, что некоторые ценные иконы, в том числе одна из важнейших икон этой церкви - запрестольная икона, а также пять икон царских врат, к сожалению, полностью уничтожены огнем, - рассказывает инспектор движимых памятников и музейных собраний Департамента охраны памятников старины Кадри Таэль. - Также сильно повреждены иконы, находившиеся в верхней части иконостаса. Тем не менее первоначальная оценка состояния ценного движимого имущества скорее положительная, 75-80 процентов предметов возможно реставрировать.

Иконы, которые были повреждены наиболее сильно и прошли аварийную консервацию на месте, переданы на хранение Нарвскому музею. Для хранения прочего имущества подходящие помещения нашло местное самоуправление Нарва-Йыэсуу. Помощь в проведении спасательных работ оказал также Таллиннский городской музей.

Полуторастолетняя история храма

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Нарва-Йыэсуу до пожара.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Нарва-Йыэсуу до пожара. Фото: Архив прихода / kaasanitempel.info
  • Небольшой деревянный храм был построен в деревне Мерикюла в 1867-1868 годах и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была сооружена из бревен, покрыта белой жестью и раззолочена по кантам.
  • Вдохновителем строительства был петербургский священник Александр Гумилевский, служивший тогда в Нарве. Поводом для строительства послужило чудесное избавление от смерти императора Александра II.
  • Церковь приписали к Нарвскому Преображенскому собору (уничтожен в военные и послевоенные годы).
  • Во время Второй мировой войны вся деревня Мерикюла сгорела, но храм сохранился. В декабре 1945 года состоялось общее собрание прихода, и решили просить разрешения на перевозку церкви на место разрушенного храма князя Владимира в Нарва-Йыэсуу. Благословение на это дал в начале 1946 года архиепископ Таллиннский и Эстонский Павел.
  • Власти разрешили разместить церковь на другом месте в Нарва-Йыэсуу - у городского рынка, где она находится по сей день.
  • В 1947 году под руководством старосты прихода Нарва-Йыэсуу Кирилла Юхимьюка на подводах и катках, в основном женщинами, церковь перевезли на новое место. В процессе был утрачен резной деревянный купол, частично резное украшение крыши, храм стал несколько ниже.
  • Первое после переезда богослужение было совершено 21 июля 1948 года в день Казанской иконы Божией Матери священником Яковом Тимофеевым. В том же году епископ Таллиннский и Эстонский Исидор освятил храм во имя святого равноапостольного князя Владимира.
  • В 2013 году по благословению епископа Нарвского и Причудского Лазаря приход вернул свое прежнее название - в честь Казанской иконы Божией Матери.

Наверх