Анвар Самост: Правительство и должно сомневаться при введении ограничений

Copy
Анвар Самост, журналист.
Анвар Самост, журналист. Фото: архив

В пятницу минул год со дня введения в Эстонии чрезвычайного положения из-за первой волны эпидемии коронавируса. Наши истинные взгляды на свободы и правовое государство за это время стали гораздо яснее, так как кризис безжалостно срывает риторическую завесу.

Один высокопоставленный чиновник, который год назад по вечерам вместе с членами правительства заходил и выходил через двери Дома Стенбока и присутствовал при долгих обсуждениях, вспоминал, что больше всего пугала не болезнь, а общее изменение общественной атмосферы. Для него это выражалось в вопросах, которые выкрикивали стоящие перед тем самым Домом Стенбока журналисты, обращаясь к заходящим в здание: "Когда будет чрезвычайное положение? Когда правительство наконец введет чрезвычайное положение?".

Предыдущее правительство и в особенности ныне действующее правительство Каи Каллас удостаивались яростной критики всякий раз, когда не вводили сразу новые и более жесткие ограничения с расширением распространения вируса. Каждый случай неприменения рекомендации научного совета расценивался как преступление против здоровья и безопасности народа. Разумеется, все уже примененные запреты можно было ввести гораздо раньше, обширнее, с более строгим контролем и наказаниями.

На самом деле пугающей была бы обратная ситуация: если бы премьер-министр, правительство и чиновники не сомневались при ограничении свобод и прав людей.

Эстония - свободное государство, во второй главе нашей Конституции перечисление основных прав и свобод занимает 44 статьи. Главным образом именно для их сохранения мы и собираем налоги, содержим Силы обороны и полицию, прилагаем иные усилия, которые с учетом численности нашего населения не так уж рациональны. Было бы очень странно, если бы какое угодно правительство Эстонии не стало всерьез взвешивать причины перед тем, как решить ограничить какую-либо свободу или право. 

Правительства, которые остерегаются легкомысленно применять ограничения, надо хвалить, а не ругать...

Если правительство Юри Ратаса можно было упрекнуть в слабом обосновании ограничений, поскольку они, как правило, появлялись в результате долгого торга внутри коалиции, то у Каи Каллас имеется похвально конкретный индикатор, в соответствии с которым ограничения постоянно корректируются. Цель правительства Каллас - ввести так мало ограничений свобод и прав людей, насколько это позволяет нагрузка на эстонскую систему здравоохранения, выраженная в числе находящихся в больницах пациентах с коронавирусом.

Задача системы здравоохранения и заключается в том, чтобы лечить больных и при необходимости бороться с крупной вспышкой инфекционного заболевания. Следовательно, ограничения - это не столько рычаг правительства для борьбы с эпидемией, сколько чрезвычайное средство для торможения роста нагрузки на больницы.

Это понятно и логично, и в то же время оставляет правительству плохие и очень плохие варианты решения управленческой задачи, состоящей в поиске обоснованного баланса между дальнейшим функционированием системы здравоохранения и общества.

Ни одной свободной стране не удастся надолго подавить или контролировать распространение вируса иными методами, кроме как вакцинацией.

Поэтому правительства, которые остерегаются легкомысленно применять ограничения, надо бы хвалить, а не ругать и грозить им. Но, к сожалению, таков характер политики в век социальных медиа. Постоянно преследует чувство, что для достижения ежедневной квоты внимания приходится прибегать ко все более жестким и категоричным посылам. Если на них реагируют недостаточно быстро, то нужно сразу же повторить тот же посыл громче и более раздражающим тоном.

Так что не стоит удивляться, что даже Юри Ратас, который еще пару месяцев назад сам сидел в Доме Стенбока, не в силах потерпеть и полдня, когда добавляется новый кусочек информации, и рвется поучать и подталкивать главу действующего правительства в вопросах, в которых он и сам совсем недавно проявлял обоснованную нерешительность. Особенно если учесть, что премьер-министру в отставке внезапно становится невероятно сложно "быть на виду", а рейтинг Партии реформ после смены правительства взлетел, оставив другие партии далеко позади.

К чести Ратаса нужно сказать, что его правительство отменило ограничения сразу, как уровень заражения снизился. Нужно надеяться, что и Каллас так же быстро отреагирует на снижение нагрузки на больницы и расширение вакцинационной защиты.

А пока хотелось бы процитировать письмо, которое директор Таллиннского французского лицея Петер Педак разослал ученикам и родителям, объясняя перевод начальных классов на домашнее обучение: "Самая важная моя просьба сейчас следующая: давайте будем добры друг к другу, намного добрее, чем обычно, и в отношениях со всеми людьми".

Наверх