Собака, которая в сентябре упала в шурфовую яму в деревне Витсику и считалась пропавшей, выбралась на поверхность только через месяц с лишним благодаря случайным прохожим.
Провалившаяся в шурфовую яму собака провела под землей пять недель
18 сентября живущая в Кохтла-Нымме Любовь Лаптева отправилась со своими тремя собаками на прогулку по обычному маршруту: от дороги на станцию Кохтла в направлении деревни Витсику, к бывшему карьеру Ванакюла.
- Собаки всегда держатся рядом со мной, далеко не убегают, - рассказала она.
Поэтому Лаптева весьма удивилась, когда, оглянувшись через плечо, увидела только двух собак. Звала-звала третью - собаки нигде нет. В конце концов хозяйка вернулась домой без нее.
- Мы с мужем каждый день ходили ее искать и звать, друзья тоже помогали. Разговаривали со знакомыми - многие здесь гуляют со своими собаками. С охотниками… Могли лишь предположить, что Багира увидела какого-то зверя и погналась за ним. Охотники рассказывали, что здесь в окрестностях видели и волков, и медведей - конечно, мы опасались самого худшего.
Странный лай
Шли недели, и хозяева уже утратили надежду найти собаку.
19 октября две женщины отправились на ежедневную прогулку не в сторону шахтного музея, как обычно, а в направлении карьера Ванакюла. По той же дороге, где пропала Багира.
- Мы шли там, как вдруг услышали лай. Он звучал как-то странно - не со стороны домов, а как будто из-под земли. Мы пошли на голос, увидели, что земля просела и в центре - яма, а в яме видна собака, - рассказала одна из женщин, нашедших собаку.
Вызванные женщинами спасатели спустились вниз с помощью ремней безопасности и подняли собаку на поверхность.
- Мы оставались там, пока собаку не достали, чтобы посмотреть, куда она пойдет. Спасатели тем временем начали огораживать яму лентой. Когда мы увидели, что собака уверенно взяла направление, то пошли дальше своей дорогой, - рассказала нашедшая собаку женщина.
Стресс длился долго
- Муж у меня в это же время снова поехал искать собаку и увидел, что наша собака бежит по дороге ему навстречу. Когда муж мне позвонил и сказал, что Багира дома, я сначала не поверила; сказала, что с такими вещами так жестоко не шутят, - рассказала Любовь Лаптева.
Багира провела под землей пять недель и один день.
Найти питье ей там, очевидно, удалось, еду - нет.
- К счастью, она у нас была толстушкой, наверное, это помогло продержаться. Наполовину легче стала, - сказала хозяйка.
Физические повреждения были только на подушечках лап, которые животное стерло, пытаясь вскарабкаться по подземному склону, но снова и снова соскальзывая вниз.
В первые дни Багира не узнавала хозяев и не откликалась на свое имя - только лежала с остекленевшим взглядом.
- Я поговорила с нашим ветеринаром, он сказал, что ничего не остается, кроме как дать собаке время - если все пройдет хорошо, то восстановится. Прошло пару месяцев, прежде чем она вышла из стресса.
Теперь Багира такая же, какой была до падения в яму. Подбирает с земли камни и предлагает каждому их бросить, чтобы она смогла принести обратно.
- Резвится, как щенок, - смеется хозяйка.
Весной Багире исполняется 13 лет.
Гулять в этой семье теперь ходят по другой дороге.
Следы добычи повсюду
Шурфовый провал, из которого вызволили Багиру, по-прежнему открыт. Огороженная поблекшей лентой, просевшей с одной стороны, заваленная сверху толстыми ветками, но все-таки опасная яма. Всего в нескольких метрах от дороги.
- В окрестностях Кохтла-Нымме таких провалов десятки, - сказал собственник "Adrenaator Grupp" Имре Поом, который, организуя экстремальные приключения, объездил район вдоль и поперек.
До истории с собакой он ничего не знал об этой яме. И ему неизвестно о существовании других отверстий, от которых отходит вниз проход.
- Мы неоднократно устраивали здесь гонки эндуро - чудо, что никто не угодил в яму, - отметил он.
Говорят, глубина ямы, по оценке спасателей, составляет шесть-семь метров.
- Наступает весна, и люди начинают больше двигаться по этой дороге: гуляют, ходят с палками. Ближе к осени там ходит довольно много грибников, - директор шахтного музея Этти Кагаров назвала причину, почему она сообщила о произошедшей полгода назад истории с собакой именно сейчас.
Ничья яма
С шурфовыми провалами, к несчастью, проблема в том, что за них, собственно, никто не отвечает.
Не очень давно в опасных для людей местах их заполняли добывающие фирмы, хотя закон их к этому не обязывал. Когда добытчик перестал это делать, ведомства в области окружающей среды и самоуправления Ида-Вирумаа некоторое время играли в пинг-понг, пока Министерство окружающей среды не согласилось, что заполнением ям должно заняться государство.
Надеяться на быстрое закрытие, конечно, не стоит: к делу приступят в лучшем случае во второй половине этого года и в списке в качестве опасных значатся 14 ям. Ямы в Витсику в этом списке точно нет.
Старейшина Тойлаской волости Эве Эаст сказала, что осенью спасатели оповестили волость об этой яме, но она вроде как огорожена лентой, да и волость в любом случае ничего не может с ней поделать: нет обязанности, нет возможностей.
Лесничий Ида-Вирумааского лесничества Алар Сюда пообещал выяснить, может ли RMK что-нибудь предпринять с ямой.