Анвар Самост: Впереди уйма лет быстрого развития экономики

Copy
Анвар Самост, журналист.
Анвар Самост, журналист. Фото: архив

Виды на развитие эстонской экономики - прекрасные. Об этом говорят опубликованные недавно прогнозы Банка Эстонии и Министерства финансов, однако, как всегда, возникает вопрос: чем закончится праздник? 

Министерство финансов прогнозирует нынче экономический рост в 2,5 процента, а в будущем году - в 4,8 процента. При этом Министерство финансов более консервативно, чем Банк Эстонии. Центробанк прогнозирует экономический рост в 2021 году в объеме 2,7 процента, в 2022 году - пяти процентов. 

Прогнозы роста на 2022 год остаются в пределах, которые официальные формирователи экономической политики Эстонии еще в начале прошлого десятилетия оценивали - на основе болезненного опыта циклов бумов и кризисов - как рискованные и нежизнеспособные. Рекомендуемый для Эстонии рост валового продукта внутренней экономики (ВВП), на взгляд Минфина и особенно Центробанка, находится где-то между двумя и четырьмя процентами.

По сравнению с предыдущим годом, в прогнозы обеих институций вернулась уверенность. 

В начале апреля прошлого года действительно никто не знал, какое влияние окажет коронапандемия на экономику всего мира, еврозоны или Эстонии. Говорили, скорее, о падении, определяемом двухзначными цифрами. Теперь мы вернулись к точности до одной цифры после запятой, что всегда казалось немного комичным, однако подобной точности требует составление госбюджета.

Неизвестность относительно коронавируса и его дальнейшего развития велика и сейчас, однако многие важные вещи все же прояснились.

Во-первых, в развитых странах началась вакцинация. Особенно успешно она проходит в США, остающихся указателем направления мировой экономики. Во-вторых, в Китае - в мировой фабрике - вирус благодаря строгим мерам удалось взять под контроль. То есть в Америке и Китае началось быстрое восстановление экономики. В-третьих, ограничения не коснулись многих важных отраслей экономики; сильно пострадали или встали только предприятия, связанные с поездками, туризмом и обслуживанием, - в Эстонии тоже. 

"Бедные станут беднее, а богатые - богаче". 

Анвар Самост

Важно и даже важнее всего то, что продолжалась, не останавливаясь, экспансивная финансовая политика центробанков. Ее поддерживают как в США, так и в Европе небывалые правительственные пакеты помощи, влияние которых очень велико, несмотря на малое время подготовки и расстановки сиюминутных политических акцентов.

Итак, денег на переполненных ими рынках становится еще больше. Быстро растущие цены на имущество подскочат еще выше. 

Несложно сделать вывод, что вышеописанное усилит социальную напряженность. Коронакризис очень по-разному отразился на элите, для которой доступна удаленная работа, и на более бедных и отверженных слоях общества, у которых не было спасения от сурового воздействия вируса и установленных ограничений. Расслоение теперь еще больше усилится. Бедные станут беднее, а богатые - богаче.

В Эстонии к влияющим на развитие экономики всемирным факторам добавится местный эффект от 1,3 миллиарда евро, освободившихся в результате первой волны реформы второй пенсионной ступени. Именно на основании этого Банк Эстонии и Министерство финансов так уверены в пятипроцентном росте ВВП в 2022 году. 

В общем-то не важно, куда пойдет миллиард, изъятый 150000 человек из плохо и дорого управляющихся пенсионных фондов - на непосредственное повседневное потребление, возврат кредитов или покупку недвижимости. Так или иначе это ускорит внутренний спрос в Эстонии.

Второй ускоритель местного экономического роста - и на более долгий срок, чем 2022 год, - это деятельность самого правительства. Уже одно строительство новой таллиннской больницы стоимостью более полумиллиарда евро должно придать сильное ускорение строительному сектору и даже вернуть на родину остающихся пока в Финляндии строителей. А ведь скоро развернется и строительство "Raill Baltic", объемы которого в эстонской части в несколько раз больше.

Если с отступлением вируса восстановится поначалу региональный туризм, то мы увидим годовой экономический рост, превышающий пять процентов, а также высокие показатели инфляции в течение нескольких лет подряд.

Всему вышеописанному великолепию будет сопутствовать и множество рисков. Когда и какие из них реализуются, я не знаю.

Наверх