Эстонский фонд природы (ELF) в августе прошлого года сделал Министерству окружающей среды и Департаменту окружающей среды предложение о расширении Алутагузеского национального парка. Почему расширение национального парка - это хорошая идея, и кто от него выиграет?
Лийс Куресоо: Кто выиграет от расширения Алутагузеского национального парка?
На территории Алутагузе раскинулся крупнейший в Эстонии и наиболее целостный массив природных ландшафтов, где представлены многочисленные виды лесов, многим из которых угрожает исчезновение или которые редки как для Эстонии, так и для остального мира. Находящиеся под угрозой виды и ценозы разумно беречь и охранять именно здесь, где они сохранились по сей день, однако могут очень быстро погибнуть вследствие хозяйственной деятельности. Плохое состояние подверженных угрозе исчезновения видов ярко характеризует тот факт, что в Красной книге Эстонии категория угрозы для видов, с целью охраны которых и создан Алутагузеский национальный парк, за последние десять лет ухудшилась в случае 35% видов, а улучшилась только в случае 10% видов.
Хотя регион в первую очередь знаменит своими мощными хвойными лесами, нынешний Алутагузеский национальный парк сформирован главным образом для охраны болотных ценозов. Охрана природных ценностей здешних лесов не получала достойного внимания. То есть объединение крупных лесных территорий с национальным парком необходимо для охраны природных ценностей региона, к которым относятся в том числе, например, глухарь, тетерев, белка-летяга, бородатая неясыть, большой ястреб, сосновый пильщик, ладьян и многие другие редкие виды и ценозы.
Не охраняя целостно еще сохранившиеся в Алутагузе природные ландшафты, невозможно обеспечить благоприятное состояние многих находящихся под угрозой исчезновения охраняемых видов, а также выполнять взятые на себя международные обязательства. Для некоторых видов, охраняемых на основании международных соглашений, здешняя популяция имеет ключевое значение и их состояние во всей Эстонии зависит от того, насколько хорошо мы сумеем уберечь их в Алутагузе.
При охране лесной фауны надо иметь в виду, что это обязательство ложится в первую очередь на плечи государства, а на частных землях новые природоохранные ограничения вводятся только в случае, если этому нет альтернативы. Исходя из этого принципа, наше предложение о расширении национального парка тоже касалось в первую очередь государственных земель - в предложении речь идет о 282 кв. км, и на новые частные земли тут приходится только 0,9 кв. км.
Из предлагаемой территории большую часть - 91 кв. км - составляют уже находящиеся под охраной территории, из которых частных земель только 11 кв. км. То есть предложение предусматривает, что с национальным парком объединят в общем 12 кв. км частных земель. Решение об объединении частных земель с национальным парком не принято, и это, конечно, не неизбежная необходимость и обязанность, а, скорее, возможность для владельца.
Надо помнить также, что на территории предлагаемого расширения не планируется полностью ограничить хозяйственную деятельность. Почти половина этой территории планируется как пояс ограничения, где лесохозяйствование оставалось бы разрешенным, но со значительно меньшей, чем сейчас, интенсивностью. ELF внес предложение, чтобы в запланированных в качестве пояса ограничения лесах хозяйствовали с сохранением леса и без сплошных вырубок.
"Осмелюсь утверждать, что наряду с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами, обитающими в алутагузеских хвойных лесах, от расширения национального парка выиграет и местная община".
Лийс Куресоо
Хотя и выражалась тревога по поводу того, как расширение национального парка повлияет на хозяйствование в гослесу, сделанное ELF предложение, однако, не повлияло на оптимальные объемы вырубки гослеса. Мы внесли свое предложение в августе прошлого года, а в ноябре министр окружающей среды подтвердил оптимальные объемы обновляющих вырубок для RMK и других владельцев гослеса. В случае RMK определенная министром площадь оптимальных обновляющих вырубок полностью совпадает с той, что имелась до внесения предложений. В новом коалиционном соглашении указан план уменьшения тенденции вырубок гослесов. Расширение Алутагузеского национального парка за счет гослеса помогло бы осуществить намерение правительства.
Осмелюсь утверждать, что наряду с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами, обитающими в алутагузеских хвойных лесах, от расширения национального парка выиграет и местная община. Поскольку возможность лесохозяйствования сохранилась бы примерно на половине территории, то работающие в лесу люди по-прежнему имели бы работу. Разрешенное лесохозяйствование стало бы не настолько интенсивным, а это значит, что объемы вырубок и использование лесных ресурсов будут стабильными и равномерными в отдаленной перспективе.
Вырастет ценность региона как места отдыха, увеличится потенциал натуралистического и приключенческого туризма, который местные общины могли бы использовать еще активнее. Сохранятся привычные ландшафты, любимые местные леса и достойная человека среда проживания, которые сильно пострадали из-за нежизнеспособного хозяйствования в ида-вируском регионе.
Местному самоуправлению также не стоит слишком опасаться отмены поступления земельного и подоходного налогов: из государственного фонда выравнивания покроют (по данным Министерства финансов) земельный налог в объеме 90% и подоходный налог в течение трех лет - тоже в объеме 90%.
Процесс расширения Алутагузеского национального парка пока в начальной стадии. В Департаменте окружающей среды в ближайшие месяцы проведут экспертизу, на основании результатов которой решат, какие территории из предложенных нами достойны охраны, а также оценят социально-экономическое влияние взятия их под охрану.
Крупные собрания с привлечением народа запланированы на осень 2021 года, когда все заинтересованные смогут выразить свое мнение по поводу предложения о расширении. Очень надеюсь, что местные жители максимально воспользуются возможностью высказаться.