Хенри Хольтсмейер: Завод масел стал бы не богатством Ида-Вирумаа, а воровством за счет будущего (4)

Хенри Хольтсмейер
, климатический активист, эстонский руководитель "Fridays For Future"
Copy
Хенри Хольтсмейер, климатический активист, эстонский руководитель "Fridays For Future"
Хенри Хольтсмейер, климатический активист, эстонский руководитель "Fridays For Future" Фото: Erakogu

Начатый год назад с целью приостановить строительство нового завода масел в Ида-Вирумаа судебный спор принес плоды: суд решил приостановить разрешение на строительство завода на время судебного производства. В свете достигнутой победы я хочу объяснить, почему мы с активистами обратились в суд против завода масел, чтобы опровергнуть появившиеся в медиа ошибочные мнения.

Год назад мы с активистами группы "Fridays For Future" ("Пятницы во имя будущего") обратились в суд, чтобы добиться ясности относительно правомочности разрешения на строительство, выданного планируемому "Eesti Energia" заводу масел. Разрешение на строительство выдало Нарва-Йыэсууское горуправление.

Распространяемое в медиа мнение, что мы - это пара тартуских активистов, не соответствует истине. Мы, НКО "Loodusvõlu", представляем движение, объединяющее десятки активных молодых людей из нескольких городов. Мы родились при вновь ставшей независимой Эстонии, некоторые из нас еще не достигли совершеннолетия.

Мы испытываем страх, как и находящиеся под угрозой потери работы жители. Но наш страх несколько другой. Мы родились в эпоху, когда жизнь в условиях вызванной людьми климатической катастрофы становится нормой. Массовые лесные пожары, волны жары, засухи, голод - это реалии, с которыми нам придется сталкиваться в своей жизни лицом к лицу.

Одержанная на прошлой неделе победа в суде - наш первый крупный успех, но это далеко не последняя битва. Мы уже более двух лет каждую пятницу проводим демонстрации, вместе с более чем 20 молодежными организациями писали обращения к правительству, беседовали с премьер-министром и защищали в Рийгикогу народную инициативу по приостановке создания завода масел. Мы вынуждены констатировать, что политиков будущее молодежи, собственно говоря, не интересует. Решение обратиться в суд далось нелегко, но это было последней возможностью защитить нашу общую среду проживания от загрязняющего ее завода масел.

Представлять завод масел как экологический проект, как делал это автор передовицы в "Северном побережье" от 11 мая и часто делают руководители "Eesti Energia", - это сплошное вранье. Выбросы углерода происходят не только при производстве сланцевого масла в Эстонии, но и при последующем сжигании сланцевого масла. Последние выбросы не причисляют официально к выбросам углерода в Эстонии, ведь сланцевое масло сжигается на каком-нибудь судне на другой стороне земного шара. Тем не менее этот углекислый газ попадает в нашу общую атмосферу. С учетом выбросов углерода за весь цикл жизни сланцевого масла, применение произведенного на заводе масла даже более вредно для окружающей среды, чем прямое сжигание сланца. Причем прямое сжигание сланца уже само по себе очень враждебно к окружающей среде.

Конечно, тяжело жить в страхе и неизвестности, будет ли у тебя работа на следующей неделе. Я родом из маленького города в центральной Эстонии, экономическое благосостояние которого во многом зависело от одного сектора - деревообработки. Я собственными глазами видел, как десятки знакомых теряли работу во время экономического кризиса 2008 года. Положение было очень ненадежным, многие испытывали трудности с выплатами по банковским кредитам. Честно говоря, я злился, что из-за жадности далеких бизнесменов-прохиндеев должны были страдать мои друзья. Ведь они честно работали, чтобы прокормить свои семьи.

Многие не могли предвидеть экономический спад. Однако о неизбежности угасания сланцевого сектора и необходимости новых направлений в Ида-Вирумаа заговорили в первые же годы после восстановления независимости Эстонии. Как местные, так и государственные политики много лет знали и некоторые даже осмеливались говорить, что сланцу необходима замена. 

"Хотя эстонское государство могло бы более плавно начать справедливый переход на чистую экономику еще несколько правительств тому назад, по-настоящему зашевелились только тогда, когда внешние силы не позволили больше продолжать по-старому".

Хенри Хольтсмейер

Много лет назад была заложена основа единой по Евросоюзу системы торговли углеродными квотами, призванной защитить природу. То, что цена квот будет расти и это выгонит с рынка особенно загрязняющие производства, не могло быть неожиданностью для политиков, ведь именно уменьшение загрязнения является одной из целей договоренной системы. Хотя эстонское государство могло бы более плавно начать справедливый переход на чистую экономику еще несколько правительств тому назад, по-настоящему зашевелились только тогда, когда внешние силы не позволили больше продолжать по-старому.

Переменам всегда сопутствуют страдания и неуверенность. Легко направить негативные эмоции на отстаивающую будущее молодежь. И куда труднее посмотреть в лицо меняющейся реальности и критически взглянуть на руку, которая до сих пор тебя кормила.

Чтобы сохранить будущие поколения, надо выбрать сейчас новый курс. Пора создавать более экологичные рабочие места и организовать широкомасштабное переобучение. Каждый идавирусец хорошо знает, что в сланцевом секторе рабочих мест становилось все меньше в течение последних тридцати лет - и это не вина нынешней молодежи. Мы тоже очень хотим постепенного справедливого перехода, а не резкого краха сланцевого сектора в 2028 году, как предсказывают исследования Эстонского союза химической промышленности.

Новое богатство Ида-Вирумаа еще неизвестно. Но в любом случае оно не может крыться в заводах масел, ведь как на счет берущего быстрый кредит деньги приходят за счет будущего, так и богатство, исходящее из строительства завода сланцевого масла, является воровством за счет будущего нынешней молодежи.

Изменит ли правительство свое мнение, покажет время. Мы с активистами и впредь будем отстаивать будущее свое и людей Эстонии.

Комментарии (4)
Copy
Наверх