Cообщи

Министр окружающей среды Тынис Мёльдер: Хороших альтернатив сланцевому маслу в качестве топлива для крупных судов нет

Copy
Фото статьи
Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik

Министр окружающей среды Тынис Мёльдер считает, что строительство нового завода масел разумно с точки зрения чувства социально-экономической безопасности Ида-Вирумаа.

- На фоне исчезновения рабочих мест и неопределенности будущего идавирусцам трудно понять, что хорошего в зеленом повороте. Как вы убедите их в том, что происходящее пойдет на пользу и им тоже?

- Мы все должны понять, что нам надо предпринимать активные шаги, чтобы предотвратить необратимые изменения климата. Разумеется, эти шаги нужно делать с учетом специфики региона, а также социальных аспектов, особенно в Ида-Вирумаа. Никого нельзя бросать, зеленый поворот должен работать на благо людей, а не за счет их благополучия.

Эстонское государство и Европейский союз в последнее время очень много инвестируют в ида-вируский регион, фонд справедливого перехода тоже будет целиком направлен именно сюда. Безусловно, переход должен быть как можно более плавным и учитывать желания местной общины. Есть множество решений и возможностей, и я считаю, что будущее Ида-Вирумаа скорее позитивно.

- Каковы эти решения и возможности?

- В Ида-Вирумаа уже появились новые полноценные рабочие места. Обязательно нужно использовать знания и навыки местных людей. Приведу в качестве примера повышение ценности различных редкоземельных металлов. Правительство республики месяц назад решило, что эти исследования нужно продолжать и проводить гораздо детальнее.

- Эти исследования пока на самом начальном этапе и могут вообще не привести к началу добычи.

- Мы не откажемся от использования и повышения ценности сланца в одночасье. Нельзя исключать новые, гораздо более безопасные для климата и природы технологии, так что повышающая ценность переработка может продолжиться и после 2040 года.

В последнее время в Ида-Вирумаа очень энергично развивается ИТ-сектор, есть потенциал развития в сфере туризма.

Конечно, возможности создаст и новый завод масел.

- Строительство завода масел целесообразно также с точки зрения экономики и климатической политики или же больше в политическом плане?

- Строительство нового завода сланцевого масла в Ида-Вирумаа поддержит переход, и с помощью новейших технологий не исключено также достижение климатических целей. Это важно для Ида-Вирумаа, чтобы гарантировать и сохранить имеющиеся рабочие места и создать новые. Если мы сумеем это сделать путем оптимального повышения ценности сланца с меньшим влиянием на природу, то такой план выглядит разумным.

- Насколько устойчиво производство масла из сланца?

- Намного устойчивее, чем производство электроэнергии из сланца. Существуют хорошие, более безопасные для природы альтернативы производству электроэнергии, сланцевое масло мы производим для использования в качестве топлива на крупных судах, и хороших альтернатив ему нет. Мы экспортируем из Эстонии 99% этого масла, следовательно, спрос велик, и ценовая политика вполне основательная. Производство масла - это то направление, которое мы должны развивать, пока у нас нет более подходящих и щадящих природу возможностей повышать ценность сланца.

- В феврале вы утверждали, что от производства сланцевой электроэнергии в Ида-Вирумаа откажутся не раньше, чем будет обеспечена надежность снабжения и энергетическая безопасность Эстонии. В начале июня концерн "Eesti Energia" сообщил, что прекратит производство электричества из сланца уже в 2025 году. Как будут обстоять дела с надежностью снабжения и энергобезопасностью через четыре года?

- В правительственной коалиции договорились двигаться к тому, чтобы производство электроэнергии из сланца прекратилось в 2035 году. Этому сопутствуют два очень важных условия: должны быть обеспечены энергетическая безопасность и надежность снабжения. Пока они не обеспечены, отказаться от сланцевого электричества, безусловно, невозможно.

"Eesti Energia" действительно заявил, что они готовы двигаться в более быстром темпе, но мощности и готовность использовать для производства электроэнергии полукоксовый газ, побочный продукт производства сланцевого масла, сохранятся до 2030 года. Сумеют ли они обеспечить надежность снабжения к 2025 году, зависит прежде всего от пары проектов, связанных с кабелями "Estlink 1" и "Estlink 2" и с развитием газового рынка в регионе стран Балтии и Финляндии. Важно и то, как продвигаются проекты создания морских ветропарков "Eesti Energia" и других компаний.

В плане удовлетворения нашей потребности в электроэнергии мы определенно не можем полагаться на добрую волю кого-то из соседних или ближайших стран, Эстония должна обеспечивать ее сама. Сейчас ее обеспечивает только сланцевая электроэнергия.

Продолжение работы сланцевых котлов - это стратегический выбор государства и ожидание собственника. Это необходимо обеспечить, и это учтено в финансово-хозяйственном плане "Eesti Energia".

- На первых порах "Eesti Energia" собирается заменить сланец древесными отходами. Насколько безопасна такая замена для климата?

- Древесные отходы - малоценный древесный материал, и в Эстонии невозможно придать ему другую дополнительную ценность, кроме как использовать в качестве топлива и источника энергии. Если мы сумеем повысить ценность древесных отходов, получая из них топливо, то это, несомненно, целесообразно.

Цены на ценную древесину на рынке намного выше тех, что способен предложить "Eesti Energia". Исходя из экономической логики, ценная древесина точно не попадет в эти котлы.

Древесные отходы - это одна из возможностей, но энергетическую безопасность и надежность снабжения на них не выстроить.

- Откуда же возьмется эта надежная энергия будущего?

- С учетом расположения Эстонии широкое применение гидроэлектростанций у нас невозможно. Производство солнечной энергии в последнее время очень активно развивается, но с точки зрения надежности снабжения я вижу большие перспективы у ветряной энергии и конкретно у морских ветропарков. Если будет построена хотя бы половина тех парков, которые в Эстонии сейчас находятся на этапе планирования, мы сможем покрыть свою потребность в электроэнергии.

Ветряная энергия уже очевидно зарекомендовала себя в контексте климата, важно развивать технологии аккумулирования.

Мы проанализируем на уровне правительства и другие альтернативные возможности - как водородную, так и атомную энергию.

- По сравнению с дымящими трубами нынешнего электропроизводства солнечные и ветряные парки кажутся весьма красивыми и безопасными, однако большая часть людей не хочет иметь их рядом со своим домом.

- На сегодняшний день у нас не очень много других альтернатив в возобновляемой энергетике. Неизбежно придется достичь консенсуса, и, по моему мнению, в последние месяцы эти возможности очень четко изыскивались в рамках планировок морских территорий - будь то мнение местной общины, сферы рыболовства или защитников моря. Важно разработать механизм компенсации, чтобы те самоуправления, где строятся ветропарки, получили от них выгоду.

- Общий объем выбросов парниковых газов в Эстонии быстро уменьшался и должен уменьшиться еще больше. Теоретически можно ведь сократить его практически до нуля, но где-то проходит грань разумного. Вам не кажется, что климатических целей хотят достичь слишком быстро и за счет экономики и рабочих мест?

- По сравнению с объемами выбросов в 1990 году мы уже достигли того уровня, которого планировалось достичь к 2030 году. Но, безусловно, еще нужно сделать большие шаги, и не только в сланцевом секторе, но и в других областях, например, в транспорте и жилищном хозяйстве. Важно сохранять разумный баланс, чтобы мы не навредили ни одному сектору и не поставили под удар конкурентоспособность Эстонии. 

- В последнее время заговорили и об обратной стороне зеленого поворота: что углеродный след электромобилей в два раза больше, чем предполагалось, что ветряные и солнечные парки влияют на температурный режим и режим влажности земной поверхности, что, в свою очередь, оказывает влияние как на природу, так и на окружающую среду в целом. Не нужно ли больше учитывать это влияние при стремлении к климатической нейтральности, больше его изучать?

- Деятельности с нулевым следом не существует, нужно сравнивать размер следов и долгосрочную перспективу. К примеру, в случае устройств, работающих на электрических аккумуляторах, самая большая проблема для природы заключается в том, что происходит с вышедшими из употребления аккумуляторами. Ветряные и солнечные парки, несомненно, влияют на природу, но след от вырабатываемой ими зеленой энергии, бесспорно, меньше, чем у энергии из ископаемых топлив.

Публикуется при поддержке 

Фото статьи
Фото: KIK
Наверх