СПРАВЕДЛИВЫЙ ПЕРЕХОД Климатические беды наваливаются, даже когда в них не верится

Copy
Пример зеленого поворота в Ида-Вирумаа: при производстве электроэнергии котлы Балтийской электростанции используют меньше горючего сланца и все больше древесных отходов.
Пример зеленого поворота в Ида-Вирумаа: при производстве электроэнергии котлы Балтийской электростанции используют меньше горючего сланца и все больше древесных отходов. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

В большой аудитории Нарвского колледжа ТУ 28 сентября было довольно многолюдно, что нехарактерно для ковидной эпохи. Тут говорили о справедливом переходе. Организовали семинар посольства Германии и Нидерландов, Еврокомиссия, Министерство финансов Эстонии и Ида-Вирумааский союз самоуправлений.

Справедливый переход начинает превращаться из бюрократической пустой болтовни в процесс, касающийся каждого. Счета за электроэнергию поступают в начале месяца и в районе двадцатого числа их надо оплатить. Цифры, указанные в счетах, радуют только производителей электроэнергии. Тонна углекислого газа стоит больше 60 евро.

Еще некоторое время назад тонна выбрасываемой в воздух двуокиси углерода стоила в десять раз меньше. Засуха сильно сократила производительность гидроэлектростанций. "Eesti Energia" опять ввела в строй свои Нарвские электростанции. Мало того, что электроэнергия дорогая, так еще и спрос превышает предложение. Вообще-то, электроэнергия потому и дорогая, что ее не хватает.

Климатическая катастрофа посреди Европы

В июле в Германии начались ливни. Случилось то, что невозможно было представить в стране с самой развитой в Европе инфраструктурой. В горах происходили сильные наводнения. Природа убивала людей в центре Европы. Более 200 человек погибли из-за наводнений и схода селей в Германии и Бельгии. Экономический ущерб оценивается в 4-5 миллиардов евро, а немцы называют случившееся крупнейшей катастрофой тысячелетия.

"Наводнения показывают, что и промышленно развитые страны не могут чувствовать себя уверенно в экстремальных погодных условиях. Ясно, что вследствие климатических изменений ситуация будет только ухудшаться", - прокомментировала катастрофу в берлинской ежедневной газете "Der Tagesspiegel" ведущий научный сотрудник института исследований окружающей среды Оксфордского университета Фридерика Отто.

Франциска Крюгер: "В принципе мы еще в начале пути. Мы ведь используем в энергетике и очень много газа, но в будущем должны полностью перейти на возобновляемые энергоисточники".
Франциска Крюгер: "В принципе мы еще в начале пути. Мы ведь используем в энергетике и очень много газа, но в будущем должны полностью перейти на возобновляемые энергоисточники". Фото: Аго Гашков

Д-р Франциска Крюгер является руководителем отдела структурных изменений канцелярии Саксонии-Анхальт. На семинаре она рассказывала о том, как эта федеральная земля, расположенная на территории бывшей социалистической Восточной Германии, переживает уже третий переход. Однако климатическая катастрофа близко затронула и ее саму. "Да, нынче были катастрофические наводнения, но лет десять назад сильное наводнение случилось и у нас, в Саксонии-Анхальте. Города десять дней были под водой. В том числе мой родной дом. Совершенно другое ощущение, когда ты сам пережил такое бедствие. Это нечто иное, чем смотреть по телевизору новости о большой природной катастрофе", - сказала д-р Крюгер.

Саксония-Анхальт и Ида-Вирумаа похожи

- У земли Саксония-Анхальт есть схожие с Ида-Вирумаа черты, - отметила Крюгер. - В девяностые годы прошлого века там пришлось закрыть работавшие в эпоху плановой экономики заводы - по сути, целые отрасли экономики. Как и вам, нам потребовалось быстро менять экономику, практически за один день. Может быть, и до сих пор мы не совсем оправились от этого перехода. Справедливый переход отличается от тогдашнего резкого поворота тем, что у нас есть сейчас время, чтобы планировать, адаптироваться и учиться. Теперь мы умеем планировать свою деятельность и у нас хорошая стартовая позиция.

В 1945-1990 годах в Саксонии-Анхальте добывали бурый уголь и медную руду. В регионе действовали крупные химпредприятия. Бурый уголь в Германии больше не добывают. Большие, созданные для нужд плановой экономики и продававшие большую часть своей продукции Советскому Союзу химзаводы попали в трудное положение. Безработица и бедность выросли. Сейчас химпромышленность модернизирована. Развиваются в том числе биохимическая и фармакологическая промышленность, а также автомобильная промышленность.

В Германии уже давно занимаются переходом на возобновляемую энергию. Термин "energiewende", то есть "энергопереворот", появился еще в восьмидесятые годы прошлого века. Немцы уже почти полвека, начиная с семидесятых годов, широко пропагандируют свободную от нефти и урана энергетику. Еще в 1980 году Министерство окружающей среды ФРГ устроило семинар на тему "Energiewende - Atomausstieg und Klimaschutz" ("Энергопереворот - отказ от атомной энергии и защита климата"), на котором обсуждались отказ тогдашней Западной Германии от атомной энергетики и необходимость бороться с изменениями климата.

Авария на АЭС в Фукусиме в конце зимы 2011 года нанесла последний "удар копытом" по атомным станциям Германии. Их быстро позакрывали. Немцы как бы отказались от атомной энергетики, однако на самом деле покупают продукцию атомных станций Франции. По сути это ведь не является энергопереворотом. "Да, в принципе мы еще в начале пути. Мы ведь используем в энергетике и очень много газа, но в будущем должны полностью перейти на возобновляемые энергоисточники. Нам надо знать, сколько нужно построить ветропарков, чтобы удовлетворить свои энергопотребности. Мало того - мы должны уяснить, насколько изменятся наши энергопотребности в связи с дигитализацией и новыми технологиями. Это очень большая работа. Это наша миссия", - отметила д-р Крюгер.

Выкачивание газа привело к землетрясениям

Волко де Йонг: "Мы должны начать использование водорода также в качестве горючего для поездов и автобусов".
Волко де Йонг: "Мы должны начать использование водорода также в качестве горючего для поездов и автобусов". Фото: Аго Гашков

Управляющий партнер "Global Gas Networks Initiative" (GGNI) и основатель "Energy Delta Institute" Волко де Йонг говорил о том, почему в Нидерландах необходимо перейти на возобновляемые энергоисточники. В регионе Гронинген расположено крупнейшее в Европе газовое месторождение. Его открыли в 1959 году и приступили к разработке в 1963 году; на сегодня там добыли более миллиарда кубометров газа. Однако активная газодобыча привела к землетрясениям. Сейчас регистрируются землетрясения магнитудой 3,2.

Частота землетрясений растет, и это явление тревожит. Пострадали также дома. "Поскольку ситуация опасная, правительство приняло решение о прекращении добычи газа", - сказал де Йонг. Однако в Нидерландах газа потребляют очень много, в том числе для отопления жилья. Сейчас разработка газовых залежей Гронингена минимизирована и к 2030 году ее планируют закончить. "Там будут брать газ только в крайнем случае, если в стране больше не останется других энергоисточников", - добавил де Йонг.

Если немцы покупают газ у России, то голландцы делать этого не хотят. Отношение к российскому газу резко изменилось после 17 июля 2014 года. В тот день оккупировавшие Восточную Украину россияне сбили самолет "Malaysia Airlines", летевший по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур. Голландцы и слышать не хотят о российском газе, констатировал де Йонг.

Голландцы планируют стабилизировать территорию газового месторождения Гронингена. Одна из возможностей - закачать в месторождение вместо природного газа азот. Газ в ближайшее время планируют заменить водородом. Уже в 2025 году может начать работу первое производство водорода. Охватывающую всю страну сеть водородных трубопроводов хотят построить к 2030 году.

Используют имеющуюся сеть, к которой пристроят водородные хранилища. Общая стоимость проекта составит, по оценкам, полтора миллиарда евро. "Это непростое начинание, но мы должны его использовать. Мы должны начать использование водорода также в качестве горючего для поездов и автобусов", - сказал де Йонг.

Всемирная проблема: решения - на местном уровне

Харди Мурула.
Харди Мурула. Фото: Матти Кямяря / Põhjarannik

- Достижение климатической нейтральности - это всемирная проблема, решения которой возможны на местном уровне, - отметил руководитель по развитию Ида-Вирумааского союза самоуправлений Харди Мурула. Это значит, что в Ида-Вирумаа, Саксонии-Анхальте и Гронингене можно применять разные решения, но надо знать, каким образом где-то добиваются климатической нейтральности.

Германия и Нидерланды - очень богатые страны, которые в состоянии сравнительно быстро изменить свою экономику. Эстония не настолько богата. "Мы можем поучиться тому, какие меры они используют при планировании перехода и в результате каких мер достигают действительного результата. Естественно, мы не можем сравнивать себя с Германией и Нидерландами. Это богатейшие государства Евросоюза, однако всегда можно чему-то у них поучиться. Я считаю, что им тоже интересно, каковы наши планы и что мы уже сделали, - сказал Мурула. - Сравнение с Саксонией-Анхальтом очень уместно. У них произошли очень серьезные экономические перемены после падения Восточной Германии. Тогда им пришлось адаптироваться к западной модели экономики. То же произошло у нас. Нам пришлось многое поменять, мы вступили в Евросоюз и теперь предстоят изменения. Как у нас, так и в Саксонии-Анхальте грядет третий переворот за полвека. Просто разница в том, что у немцев больше денег и они могут мечтать о большем".

Природные катастрофы влияют на политику

В Германии недавно прошли выборы в парламент, выборы канцлера. Вероятно, на результаты тут повлияли и природные катастрофы. Зеленые заняли на выборах в бундестаг третье место и, вероятно, войдут в правящий союз, независимо от того, будут формировать его социал-демократы или консерваторы.

В Эстонии с природой не произошло ничего настолько страшного, чтобы природоохранники попали в Рийгикогу. "Если бы какая-нибудь из наших партий сумела объяснить людям, насколько серьезной проблемой являются климатические изменения, то могла бы получить большую поддержку, но в Эстонии вероятность крупных климатических катастроф мала. Хотя и пандемию ковида мы тоже не могли предвидеть. Катаклизмы могут нагрянуть внезапно. Мы не можем ждать, пока случится что-то очень плохое. Мы должны заниматься предупреждением этого и тщательно планировать свою деятельность. Мы должны быть конкурентоспособными и в новых условиях, чтобы хорошо жить в обновляющемся мире, зная, что мы не сможем больше настолько же активно, как привыкли, использовать природные запасы", - сказал Мурула. 

Публикуется при поддержке 

Фото статьи
Фото: KIK
Наверх