Cообщи

Анвар Самост: Как измерить победу и поражение на местных выборах?

Copy
Анвар Самост, журналист.
Анвар Самост, журналист. Фото: архив

К полуночи 17 октября, когда будут подсчитаны голоса, отданные на местных выборах по всей Эстонии, политический ландшафт страны снова изменится. Станут известны победители и проигравшие.

В отличие от выборов в Рийгикогу, картина все же менее контрастная, поскольку новое соотношение сил установится в 79 разных по размеру собраниях городов и волостей, а не в одном 101-местном Рийгикогу. Посмотрим, как оценивать в понедельник утром результат конкретных партий, к кому с какой меркой подходить.

Крупнейшей партией Эстонии, согласно одному опросу, уже является EKRE, но по двум другим (еще) Партия реформ. Здесь надо отметить, что для некоторых партий планка хорошего результата находится выше, и Партия реформ как раз из таких.

Самое важное местное собрание - Таллиннское горсобрание, потому что, во-первых, Таллинн - это столица, во-вторых, это крупнейшее самоуправление Эстонии, в котором больше всего избирателей, и, в-третьих, выборы здесь в наибольшей степени среди всех самоуправлений Эстонии явно носят партийно-политический характер. Кроме того, Центристская партия удерживает абсолютное большинство в Таллиннском горсобрании уже с 2005 года.

Очевидно, что никто - ни пресса, ни избиратели, ни другие партии - не ожидает, что Партия реформ сумеет победить на выборах в Таллинне. Ни один опрос на это не указывает. Наоборот: вопрос в том, удастся ли Центристской партии продолжить руководить в одиночку, а если нет, то сколько голосов им не хватит до единовластия в 79-местном горсобрании? Два, пять, десять?

Если Партия реформ станет второй, как указывают опросы, то важно, удастся ли ей улучшить результат 2017 года (17 мест). Но если Центристская партия к тому же утратит абсолютное большинство, то взоры обратятся к Кристену Михалу, чтобы увидеть, захочет и сможет ли он сплотить все остальные фракции и создать новую городскую власть. Место мэра Таллинна стало бы большим подспорьем для Партии реформ перед выборами в Рийгикогу. 

"Больше всего стоит на кону у Центристской партии. Потери могут оказаться как массовыми, так и единичными".

Анвар Самост

Но поскольку на Тоомпеа Партия реформ и Центристская партия вместе у власти, а в словах и делах Михала в ходе кампании не было заметно особого желания бросить серьезный вызов Центристской партии, то не исключено и повторение коалиции на Тоомпеа. Будет ли это победой в глазах общественности? Вряд ли. Но все-таки это и не поражение. Что тогда стало бы чистым поражением? Третье место, в меньшей степени - результат, сравнимый с результатом третьего места.

В Тарту Партия реформ наверняка покажет крепкий результат и продолжит управлять городом, но к этому все уже привыкли, и победа на выборах в Тарту не изменит имидж партии в целом.

Больше всего стоит на кону у Центристской партии. Потери могут оказаться как массовыми, так и единичными. Самой большой из них стала бы утрата власти в Таллинне. Поражением стало бы уже получение меньше 40 мест в горсобрании, но полную катастрофу ознаменовал бы переход в оппозицию. Никто не знает точно, сколько центристов работает в столичных департаментах, но их наверняка сотни. Никто не знает точно и того, какие документы может обнаружить, осмотрев ящики, новая горуправа. Если Юри Ратас сейчас спит спокойно, то у него железные нервы.

У Михаила Кылварта перспективы чуть лучше, чем у Ратаса, потому что он баллотируется в Ласнамяэ и в любом случае наберет очень много голосов. Но все-таки, он - кандидат в мэры и управляет Таллинном последние годы, выборы - это в большой степени оценка работы мэра.

Вдобавок, судя по опросам, Центристская партия может показать исторически слабый результат по всей Эстонии. Разумеется, это грозит и Партии реформ, но изменение результата на пару процентных пунктов точно не позволит с такой же легкостью поставить на нее клеймо проигравшего.

Многое на кону и у "Эстонии 200". По данным опросов, рейтинг у бренда хороший, но в списках - и в Таллинне, и в других больших самоуправлениях - мало магнитов голосов. На самый большой риск пошла председатель партии Кристина Каллас, выдвинув свою кандидатуру в Тарту. Либо пан, либо… Как бы то ни было, по итогам местных выборов многие сторонники "Эстонии 200" сделают выводы относительно выборов в Рийгикогу 2023 года.

То же самое с "Isamaa" и Социал-демократической партией. Потерять можно многое, победить очень трудно. Видно, что у "Isamaa" старые приемы ведения кампании работают. У соцдемов скорее нет, но общий рейтинг и репутация лучше. Непроход в Таллиннское горсобрание стал бы дурным предзнаменованием для обеих партий.

И, наконец, EKRE. Им сложно проиграть, если только разрыв между поддержкой партии, явствующей из опросов, и фактическим количеством мест в собраниях или общеэстонским результатом на выборах не окажется очень большим. Стать третьими в Таллинне вслед за Партией реформ - это, скорее всего, еще вовсе не поражение. Эта партия в любом случае уже ведет кампанию перед выборами в Рийгикогу.

Наверх