Кто же стали победителями и проигравшими на местных выборах 2021 года? Две недели назад я описывал здесь же некоторые критерии, которые позволили бы оценить результаты эстонских партий на выборах.
Анвар Самост: В местных выборах проигравших больше, чем победителей
Партии реформ не удалось увеличить в Таллинне число мест в горсобрании по сравнению с 2017 годом - напротив: три мандата она потеряла. По всей Эстонии за реформистов отдали 17,3 процента голосов против 19,5 процента, отданных за них четыре года назад.
Но все же 15 мандатов в Таллиннском горсобрании - это второй с большим отрывом результат, третьей Партия реформ не стала, да и благодаря появлению "Эстонии 200" другим партиям досталось меньше мандатов. Теперь ясно также, что Партии реформ не повезло стать коалиционным партнером победившей на выборах Центристской партии - как и то, что сколачивать антицентристскую коалицию под руководством Кристена Михала даже не попытались, хотя перед выборами все оппозиционные партии Таллинна и выражали такую надежду.
Отдельный вопрос, а стало бы для Партии реформ победой, если бы она разделила с Центристской партией ответственность за управление столицей? Номинально - конечно, однако опыт столичных коалиционных партнеров Центристской партии неважный. Если на Тоомпеа Партия реформ, несмотря ни на что, остается крупнейшим и опытнейшим членом коалиции, то в Таллинне при любом распределении мест ситуация оказалась бы противоположной.
К слабому результату Партии реформ в Таллинне добавился также более слабый, чем ожидалось, итог в Тарту, где реформистам опять предстоит войти в коалицию с двумя партнерами.
Председатель Партии реформ Кая Каллас подчеркнула влияние правительственной ответственности на общие результаты партии на выборах. Но, исходя из результатов опросов мнения, ожидания были все же выше, а от еще большего поражения на выборах Партию реформ спасли неравномерные списки "Эстонии 200" и очень вялое представительство соцдемов.
Социал-демократическая партия и стала бесспорным проигравшим на местных выборах. Результат наполовину слабее, чем в 2017 году, не объясняют никакие разговоры об избирательных союзах и хороших результатах в некоторых волостях. Уступили в том числе "Isamaa", чья хорошо профинансированная и систематично проведенная кампания вместе со списками, включающими известных избирателям людей, компенсировали отсутствие харизмы и блеска.
"В Нарве руководство Центристской партии во главе с Юри Ратасом четыре года пыталось стряхнуть с партийного бренда деятелей, несущих бремя коррупции. Убедительное поражение может ускорить данный процесс и позволить начать почти что с чистого листа".
Анвар Самост
Конкуренты и медиа посчитали поражением Центристской партии потерю ею единоличной власти в Таллинне, явное отставание от списка Катри Райк в Нарве и слабый результат в Тарту. При ближайшем рассмотрении все же кажется, что первые два пункта в отдаленной перспективе являются для партии скорее позитивным знаком.
В Нарве руководство Центристской партии во главе с Юри Ратасом четыре года пыталось стряхнуть с партийного бренда деятелей, несущих бремя коррупции. Убедительное поражение может ускорить данный процесс и позволить начать почти что с чистого листа.
В Таллинне Центристская партия как по абсолютному числу, так и по соотношению собрала больше голосов, чем в 2017 году. Единоличную власть отобрал у нее приход в горсобрание новой фракции. Если опять заглянуть подальше вперед, то необходимость сформировать коалиционное управление может стать для Центристской партии в Таллинне долгожданной возможностью перевернуть новую страницу, не теряя в то же время власти. В следующие четыре года никто не сможет сказать, что Центристская партия обладает в Таллинне неконтролируемой монополией. Тартуский результат стал реальным поражением, но и он означает, на взгляд Юри Ратаса, возможность вернуть к парламентским выборам в университетский город Ааду Муста и положить конец промежуточной неразберихе.
Для двух партий, шедших на выборы со свойственными новичкам ожиданиями, - "Эстонии 200" и EKRE - результаты выборов оказались неясными.
"Эстония 200" убедительно доказала, что ее следует ждать в парламенте после следующих выборов в Рийгикогу, но показала также, что для этого необходимы куда более сильные организация и списки по всей Эстонии. Нынешний частичный успех, вероятно, добавит уверенности для присоединения к партии новых имен.
В случае EKRE местные выборы тоже обнажили короткую скамью запасных. Сосредоточение известнейших имен партии в Таллинне не обеспечило там большего, чем третье место со значительным отрывом. На выборах в Рийгикогу председателя партии надо отправить баллотироваться в крупнейший округ, то есть в Харьюмаа, но и другие округа нуждаются в известных первых номерах, которых, однако, явно не хватает.